Олдос Хаксли известен в мировой
литературе как один из признанных мастеров британской литературы XX века и основоположник жанра "интеллектуального
романа". Известность, главным образом, пришла к нему в 20-30 годы. Это
время характеризовалось бурными переменами как в общественной, так и в духовной
жизни Англии, что было связано с прошедшей первой мировой войной, изменением
положения страны в мире и целым комплексом изменений в экономике.
Ранние романы Хаксли -
"Желтый Кром", "Шутовской карнавал" - близко схожи по
настроениям с произведениями писателей так называемого "потерянного
поколения" - Э.Хемингуэем, Э.М. Ремарком и другими. (Кстати говоря,
одновременно читая Ремарка и Хаксли незаметно начинаешь путаться в героях и
событиях, настолько они похожи в некоторых вещах - например "Черный
обелиск" и "Контрапункт" соответственно). Похожесть эта
обусловлена чувствами потерянности и разочарования, охватившими общество после
первой мировой войны. Герои Хаксли не верят в завтрашний день, у них отсутствуют
идеалы, их связи всегда непрочны.
Хаксли глубоко реалистичен, в
нем сильны традиции английской классической прозы. Текст его всегда великолепно
точен в формулировках, лаконичен и в то же время отличается тонкой иронией и
эрудицией одновременно.
"Современная похотливость - это просто
христианство навыворот. Аскетическое презрение к телу, выраженное другим
способом. Презрение и ненависть. Вы ненавидите самого себя, вы ненавидите
жизнь. У вас только такая альтернатива: либо свальный грех, либо аскетизм. Две
формы смерти. Знаете, христиане и то гораздо лучше понимали фаллизм, чем наше
безбожное поколение. Как это говориться в свадебном обряде? "Телом моим
служу тебе". Служение телом - это ведь подлинный фаллизм"
("Контрапункт").
Все творчество Олдоса Хаксли
можно примерно разделить на две части: до романа "Контрапункт" и
после него. Если в первой части Хаксли является сатириком, то во второй
половине творческого пути, то есть, начиная с романа "О дивный новый
мир" (1932), писатель становится в некоторой степени пророком, причем
пророком довольно мрачным, и центральным в его творчестве становится жанр
антиутопии ("Слепой в Газе", "Обезьяна и сущность" и др.).
Также у Хаксли много различных
рассказов, стихов, критических эссе о литературе, музыке, живописи. Наибольшую
известность получили философские трактаты "Двери восприятия" и
"Рай и ад", посвященные анализу воздействия наркотических веществ на
восприятие человека и связанным с этим возможностям развития личности.
Так или иначе, Олдоса Хаксли
можно назвать одним из самых интереснейших и разнообразных писателей Англии и,
несомненно, его стоит прочесть. Некоторое количество его книг по крайней мере,
недавно, можно было спокойно купить в "Дирижамбле", в Интернете
Хаксли есть на библиотеке Мошкова
и на сайте Лавка Языков (www.vladivostok.com/Speaking_In_Tongues/).
Вячеслав Спорышев
|