Серьезность этих инструментов, их способность к
выживанию и развитию в современной жизни доказал весенний фестиваль «Баян и
аккордеон в Нижнем Новгороде», состоявшийся в первые дни марта.
Фестиваль
был задуман и организован двумя видными пропагандистами этих инструментов в
нашем городе В. И. Голубничим и Ю. Е. Гуревичем. Действо проходило в пять дней,
каждый из которых был весьма насыщен событиями. Звучали обработки народных
песен, транскрипции и сочинения современных авторов. Выступали как однородные ансамбли,
так и с самыми разными народными и академическими инструментам. Выступавшие
активно использовали современные цифровые технологии, а также
усовершенствованные инструменты: например аккордеон с клавиатурой Н.А.Кравцова
или баян с дифференциалом И.Жильцова. Кстати, сам Игорь Жильцов был в числе
приглашенных гостей. Созданный им баян отличается тем, что мех инструмента
разделен перегородкой. Это дает больше приемов игры (например, в одной руке –
протянутая мелодия, в другой – некое движение), которые ранее можно было
осуществить только на двух баянах. По словам Юрия Гуревича «данный инструмент
очень интересен по тембру и возможностям репертуара. Пока в России, да пожалуй,
и в мире, этот инструмент звучит достаточно редко».
Проходившая
второго марта конференция стала своеобразной преамбулой к теме концерта «Баян,
аккордеон – новые идеи», правда почему-то в концерте не продолженной.
Приглашенные выпускники нашей консерватории рассказали о себе и о своих
разработках. Например, первый из выступавших - Александр Чучаев – кроме
преподавания в школе, занимается электронной обработкой музыки для баяна и
микрофона.
Еще двое выпускников – Евгений Суслов и Дмитрий
Карташов, нашли свое призвание в сочинении как переложений, так и авторских
произведений.
А студент консерватории Василий Форрат подробно
рассказал об аккордеоне с клавиатурой Н.А.Кравцова - инструменте, на котором он
играет уже третий год. Большие технические и выразительные возможности этого
аккордеона
позволяют исполнять множество переложений,
недоступных аккордеонам с обычной клавиатурой.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ.
«Artis+Ars Mobile»: Баян и скрипка – «Адам и Ева».
Концерт, открывавший фестиваль, стал своеобразным
«мостиком» – между академическими инструментами – в частности скрипкой, и
народными - баяном. Заслуженная
артистка России, профессор София Пропищан и Лауреат международных и всероссийских конкурсов,
доцент Юрий Гуревич исполнили по два произведения сольно.
Получилась своеобразная экспозиция, показ инструментов, перед тем как соединить
их в заключительном произведении – «Адам и Ева» М. Броннера, на премьеру
которого в Нижнем Новгороде приехал сам автор.
«Адам и Ева» для скрипки и баяна продолжает цикл
произведений, написанных автором на сюжеты Ветхого Завета. Интересной оказалась
сценическая подача. В процессе игры исполнители описывают полукруг друг к
другу: первая часть исполняется спиной к спине, вторая – бок о бок, третья –
лицом к лицу… Эта лирическая пьеса с элементами музыкального театра получила
заслуженную реакцию публики – исполнителям пришлось играть «на бис».
МИХАИЛ БОРИСОВИЧ БРОННЕР
(род.1952г.) Автор более 100 произведений различных жанров, в т.ч. опер, 18
инструментальных концертов и произведений для симфонического оркестра.
Значительно место в творчестве композитора занимают сочинения, связанные с
образами и сюжетами Библии: «Из книги пророка Исайи» (1997), «Евангелие от
саксофона» (1997), «Страсти по Иуде» (1998), «Авраам и Исаак» (1998), «Адам и
Ева» (1999). Произведения М.Броннера записаны на семи CD и двух пластинках. В
2002г. М.Броннер назван «Композитором года» по версии газеты «Музыкальное
обозрение».
ДЕНЬ ВТОРОЙ.
Большие премьеры в Малом зале.
Все дело в том, что этот день был целиком посвящен
музыкальным премьерам. Впервые звучали произведения таких авторов как С.
Беринский, А. Белошицкий и Д. Карташов. Приятно, что исполнение этих
произведений доверили нашим студентам! Надо сказать, что справились они
достойно. Больше половины этих сочинений принадлежат украинскому композитору
Александру Белошицкому. Он довольно
известен в России в композиторских кругах, но не широкой публике. Ему, по
словам Юрия Гуревича, планировалось посвятить целый сольный концерт – почти так
и получилось.
Из наиболее ярких произведений стоит отметить «Miserere» С. Беринского.
Молитва «Помилуй меня, Господи» - для голоса, баяна и фортепиано.
Во всём творчестве Беринского звучит неизменная
романтическая нота – тема одиночества художника. В его музыке слышна попытка
излить душу, докричаться до окружающего мира. Вероятно, не случайно, с годами
он обратился к сюжетам Ветхого Завета и литургическим жанрам.
«Miserere». Покаянный монолог: от смиренного преклонённого шёпота до
экстатического крика, от просьбы до угрозы. Самобичевание и самолюбование.
Молясь, мы просим, и чаще всего - за себя.
Сурово-мрачное ворчание баяна, из глубин
мехов-подсознания которого В. Кирсанов словно с трудом извлекал слова-звуки,
поддерживалось «колокольным звоном» фортепиано В. Горбуновой. Взволнованное
сопрано К. Мамедовой усилило напряжение общего звучание.
ДЕНЬ ТРЕТИЙ. Есть идея!
Проблема баянного репертуара сегодня стоит особенно
остро. В связи с малоизученностью, своеобразным «прикладным» ореолом,
композиторы мало пишут для него. Исполнителям самим приходится искать выходы,
играть-то что-то надо!
Третий день фестиваля показал, насколько
транскрипции и переложения самой разнообразной музыки расширяют репертуар. В
качестве примера в концерте звучали переложения для баяна Евгения Суслова
сочинений М.Мусоргского, И.Стравинского и И.Штрауса. Что ж, как выход из положения
– это приемлемо.
Участником
этого дня также стал В.Форрат - первый и пока единственный исполнитель в Нижнем
Новгороде на необычном инструменте – аккордеоне с клавиатурой Н.А.Кравцова.
ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ. Молодые лауреаты.
Кто же они? Знакомьтесь: А.Дударев, В.Пеунов,
Н.Власов – лауреаты российских и международных конкурсов. И программа этого дня
была обширнее предыдущих: от Баха через Шнитке, Кусякова к Гальяно и Пьяццолле,
и заканчивая аранжировками самих исполнителей.
Пожалуй, это
был самый яркий день фестиваля, собравший полный зал. Каждый буквально «горел»
тем произведением, что исполнял: если «Пассакалия» И.С.Баха прозвучала у
А.Дударева как философский монолог, то «Барыня» А. На Юн Кина в исполнении
В.Пеунова заставила притоптывать весь зал!
Про второе
отделение, которое было целиком отдано Никите Власову, стоит писать отдельно.
Поистине – это человек-огонь, магнит, притягивающий взгляды каждого. Вот где
энергетика! Играет ли этот артист (а про него хочется сказать – настоящий
артист) сольно, либо в ансамбле – это искусство! Ансамбль под руководством Н.
Власова завершал этот день. Стоит сказать о том, что коллектив состоит также из
лауреатов: Александр Миндиашвили (скрипка), Игорь Мажаров (фортепиано), Ровшан
Мамедкулиев (гитара), Юрий Барсуков (контрабас), Алексей Поспелов (перкуссия).
Оригинальное решение с приглушённым светом на сцене и полной темнотой в зале
вызвало приятные ассоциации с неакадемическим концертом. Да, по сути, музыка
А.Пьяцоллы и Р.Гальяно не академическая. Но как же хорошо играли, ей богу, даже
слёзы на глазах у многих выступили! Вот где искусство и проживание на сцене
каждой минуты неповторимого музыкального времени.
ДЕНЬ
ПЯТЫЙ. Да здравствует «Гармония»!
Гармония, как известно, бывает разная – начиная от
учебного предмета, заканчивая гармонией душевной, а также гармонией отношений.
Настоящую гармонию – и музыкальную и личностную – я увидела во втором отделении
гала-концерта фестиваля. «Гармония» - это трио баянистов, наших выпускников,
которые начали совместную деятельность еще в училище.
Ребята с первого произведения зажгли зал
настроением праздника, невероятной свободой, театрализацией действия – не
надуманной, а естественной. Исполнители общались друг с другом, перекидываясь
«фразами» и «передразниваниями» посредством инструментов, пританцовывали.
Понятно, что публика отпустила их со сцены не сразу. Ради того, чтобы увидеть
этот коллектив, стоило потратить выходной, сходив на этот концерт!
В первом отделении, увы, не все было столь
гармонично. В частности, осадок оставило долгое ожидание изобретателя баяна с
дифференциалом, который по необъяснимым причинам пропал, в то время когда уже
был объявлен. В итоге публике пришлось ждать 10 (!) минут, не наблюдая на сцене
НИКАКОГО действия. Конечно, вышел другой исполнитель, а «потерянный» гость
выступил позже, но, в целом, в первом отделении возникло устойчивое ощущение
спонтанности происходящего.
Но трио
баянистов с оправдавшим себя названием сгладило все неприятные моменты. Ребята
показали себя настоящими профессионалами - эти творческие и веселые люди не
случайно оказались вместе. Им вполне можно было доверить и весь концерт, тем
более, что публике явно не хватило общения с этим ансамблем.
В целом, то,
что фестиваль состоялся – большая заслуга организаторов, собравших вместе
стольких исполнителей. Баян и аккордеон действительно заслуживают внимания
современных композиторов. Возможности этих инструментов совершенствуются, а
репертуар расширяется. Какое будущее у них – останутся «прикладными» народными
инструментами или будут признанными среди «академических» – покажет время. Но
этот фестиваль – может стать ступенькой на пути к их признанию. Как сказал на
закрытии Юрий Гуревич: «Праздник удался! Ура!». С праздником!
Материал
подготовили арт-журналисты I курса ФДО,
Анастасия Ишкирейкина и Александра Ширяева
|