Избалован ли наш город приездом заграничных арт-гостей? Может быть. А
часто ли эти гости организуют проекты, посвященные Нижнему Новгороду? Увы…
Меня заинтересовал один из таких визитеров – Розвита Эннемозер,
художница из Вены. Она родилась в 1953 году в Инцинге, Тироль (Австрия), а в
1982 году окончила Венскую Академию изобразительных искусств. С 1994 года
является участником многочисленных выставок и симпозиумов в Европе.
В 2004 году в Нижнем Новгороде она осуществила проект -
"План", представлявший собой серию фотографий нижегородской
архитектуры, и демонстрировавший своеобразный взгляд на архитектуру старинных
купеческих домов. Работая в cтилe "геометрической aбcтpaкции",
художница попыталась посредством многослойной компьютерной обработки
переосмыслить фотографические образы в пpocтpaнcтвeннo-цветовые геометрические
формы, логическую взaимocвязь. Всего в вернисаж вошло около 10 цветных диптихов.
- Расскажите о cтилe "геометрической
aбcтpaкции", примененном в вашем проекте "План"?
- В геометрической
абстракции предмет искусства предстает в «строгой» форме, которая мысленно
ассоциируется с внешним обликом другого предмета. Например, какой-нибудь
художник показывает вам «синюю картину» и говорит – вот небесная лазурь.
Имеется ввиду инспирация - внушение извне.
Поясним
для неискушенных в премудростях современного искусства: геометрическая
абстракция тесно сближена с многообразной динамикой современной жизни, в основе
ее лежит строгая ритмика геометрических фигур.
- В каких еще стилях Вы предпочитаете работать?
- Я сначала работала в реалистическом стиле, потом
долго занималась абстракцией. Теперь уже много лет исходным пунктом моего
творчества является конкретное искусство:
«синий» цвет – это «синий» цвет, или «кубик» - это
«кубик». До сих пор занимаюсь кубиками и цветом внутри этих кубиков.
Эта работа сейчас выставлена в Хюнфельде, Германия.
(фото1)
"План" – пример такого рода. Я
выстраивала связь между «цветом фасадов» и «цветами в кубиках». Уже несколько
лет я занимаюсь еще одной темой - мне интересно строить ритм в пространстве,
при помощи объектов из картона - как из кирпичей стены:
- Когда Вы в первый
раз приехали в Россию? И почему организовали персональную выставку после
Австрии и Германии именно здесь?
- В
1995 году меня пригласил друг, профессор лингвистического университета Валерий
Зусман, для участия в днях «Австрийской культуры» в Нижнем Новгороде. У меня
была тогда персональная выставка в Гербовом зале Нижегородской ярмарки». Я познакомилась в Нижнем с коллегами –
художниками, архитекторами - и до сих пор нас связывает крепкая дружба. Я
провела выставку, хотя очень сложно было, особенно вначале, найти спонсоров в
австрийских министерствах культуры и иностранных дел.
- Собираетесь ли Вы посетить Нижний Новгород с новой
выставкой?
- Не знаю, смогу ли я снова посетить Н.Н. с
выставкой, или чтобы просто встретиться с друзьями, так как у меня проблемы со
здоровьем.
- Как Вы решили стать художницей? Вы стремились к этому с
самого начала или это результат поиска своего призвания? Если второе, то чем
еще Вы занимались, увлекались в жизни?
- Сначала я работала семь лет в больнице,
медсестрой и логопедом для неполноценных детей. Только потом училась в Академии
искусств и закончила ее, когда мне было уже 28 лет.
- А какие проекты реализованы Вами в других городах
России?
- Вместе с художником Андреем Рыжовым мы в
Петербурге в 2000 году организовали совместную коллективную австро-русскую
выставку «Без названия».
- Организованы ли на данный момент персональные выставки?
- Нет, сейчас я только участник выставок. Участвую
в выставке в Германии - Hünfelt (Museum Modern Art), одна выставка в
Польше (Atlas-Sztuki in Lodz), которую потом покажут в Германии (Kunststation in Kleinsassen) и в
Израиле (Israel-Museum Jerusalem). В Австрии действует постоянная выставка
"Motiva" (Austria Center Vienna).
Будем надеяться, что мы
еще увидим австрийскую художницу и архитектора Розвиту Эннемозер в нашем
городе. До этого времени мы всегда сможем пообщаться и с ней, и с другими
интересными творческими людьми: интернет не знает расстояний!
Веб-интервью
взяла Александра Ширяева, арт-журналист I курса ФДО