Февральские морозы, внезапно накрывшие Москву,
никак не нарушили концертных планов филармонии, отмечающей в этом сезоне свое
85-летие.
Не успела столица опомниться от триумфальных
гастролей венских филармоников с Валерием Гергиевым в 2003 году, как австрийский оркестр снова
пожаловал в Москву. А первый визит коллектива в нашу страну в далёком уже 1971
году осуществил великий Герберт фон Караян. В программе гастролей звучала
Седьмая симфония Брукнера. Спустя 36 лет мы снова
смогли услышать «настоящего австрийского Брукнера» -
на сей раз с Даниэлем Баренбоймом.
В 2003 году москвичи и петербуржцы оценили игру
венцев в русском репертуаре. Надо сказать, что Валерию Гергиеву
(любимому дирижёру ВФО) в Шестой «Патетической» симфонии Чайковского удалось
добиться от оркестра именно той щемящей меланхолической тоски и безысходности
человеческого бытия, какую, возможно, чувствует не всякий дирижёр. Тем более
интересно было услышать игру оркестра в другом, австро-немецком репертуаре, что
и предложил нам Даниэль Баренбойм, причём в амплуа не
только дирижёра, но и солиста.
К своему 85-летию московская филармония совместно с
петербургским фондом «Музыкальный Олимп» преподнесла себе и слушателям
настоящий сюрприз: устроить два концертных вечера при участии легендарного
Венского Филармонического оркестра и маэстро Баренбойма.
На пресс-конференции, предваряющей гастроли, дирижёр отметил, что: «ВФО – это
символ музыки. Он великолепен не только потому, что каждый из его участников
прекрасно владеет инструментом. Любой дирижёр, работающий с этим коллективом,
всегда чувствует себя равноправным единомышленником с любым из солистов, будто
весь оркестр – это одно сердце. Дирижировать этим оркестром – особая привилегия
и феноменальное удовольствие».
Венский Филармонический отличает то, что он ведёт
независимую концертную политику. Начиная с 1933 года коллектив не имеет своего
собственного главного дирижёра. Право выбора остаётся за музыкантами. При этом
исполнительский уровень оркестрантов неизменно остается высоким. Желающих
попасть в основной штат оркестра, сначала прослушивают в оркестр Венской оперы.
Там нужно поработать три года - набраться навыков, почувствовать традиции, и
только после этого кандидат проходит конкурс в ВФО. Оркестрантам выгодна
демократическая сторона самоуправления - направление творческого процесса и
выбор того или иного маэстро всегда определяется на общих собраниях. Причём
честь дирижировать оркестром выпадает только именитым и востребованным
музыкантам. Со дня своего первого выступления 165 лет назад под управлением
основателя коллектива, композитора и дирижёра Отто
Николаи, с оркестром сотрудничали известные Рихард
Вагнер, Антон Брукнер, Густав Малер, Рихард Штраус, Вильгельм Фуртвенглер,
Герберт фон Караян, Леонард Бернстайн и другие.
Французская пресса в конце 2006 года вновь поставила высокий балл венцам в
рейтинге европейских оркестров.
Даниэль Баренбойм –
музыкант авторитетнейший. Еще в 1954 году в Зальцбурге он принял участие в
дирижёрских мастер-классах знаменитого дирижёра и
педагога Игоря Маркевича, а также играл на рояле
перед великим Вильгельмом Фуртвенглером, который
отметил талант молодого Даниэля. После дебюта в 1967 году с Лондонским
Филармоническим оркестром Баренбойма приглашают в
лучшие европейские и американские коллективы: Оркестр де Пари, Чикагский
симфонический, Дрезденская Штатс-капелла.
Одновременно с 2000 года Баренбойм возглавляет
Немецкую Государственную оперу в Берлине, Миланский театр «Ла
Скала» (в сезоне 2010 – 2011 года там запланирована постановка тетралогии
Вагнера «Кольцо Нибелунга», чуть раньше «Тристан и
Изольда», режиссёр Патрис Шеро).
Один из последних проектов в амплуа оперного дирижёра – «Борис Годунов»
Мусоргского (режиссёр Дмитрий Черняков) в Берлинской Штатс-опер.
Сейчас музыкант по-прежнему соблюдает баланс между роялем и дирижёрской
палочкой.
С ВФО Баренбойм
сотрудничает еще с 1989 года: под его началом коллектив исполнил огромное
количество программ. Но именно этот концертный февральский тур, пожалуй, самый
длительный за всё время руководства. Концерты проходят в Будапеште, Осло,
Москве, Валенсии, Мадриде, Нью-Йорке.
На сей раз российской столице крупно повезло.
Оркестр дважды выступил на прославленных сценах: в Концертном зале имени
Чайковского и Большом зале консерватории. При этом программы оказались весьма
объёмными. Известно, что Даниэлю Баренбойму близка
музыка поздних романтиков: Вагнера, Брукнера, Малера.
Приятной неожиданностью поэтому оказалось услышать в трактовке дирижёра
Четвёртую симфонию Р.Шумана. Эта последняя симфония композитора давно уже не
звучала на московских сценах. Известна видеозапись трактовки этого сочинения
Леонардом Бернстайном с ВФО, которая принципиально
отличается от прочтения Баренбойма. Для Бернстайна Шуман представляется «поздним симфонистом» XIX столетия, отчего
многие эпизоды схожи с образами малеровских симфоний.
В исполнении Баренбойма мы услышал настоящего Шумана
с его романтической страстностью и патетикой образов. Интересно было услышать
2-ю редакцию (1851
г.) этого сочинения, где части исполнялись
без перерывов. По форме симфония обрела величественную цельность и ясность.
Загадка фантастической сыгранности оркестрантов,
безусловно, кроется в традициях, передающихся музыкантам ВФО из поколения в
поколение. К каждому звуку, любому нюансу или штриху в этой симфонии
оркестранты относятся бережно, как к чему-то сокровенному… Возможно, именно эти
тонкости «оркестровой кухни» и делают венцев первыми из первых. Большую роль
здесь играет и дирижёр. Даниэль Баренбойм, владеющий,
кстати, 17 языками, обладает феноменальной памятью: оба концерта он дирижировал
наизусть.
Ни одна из гастрольных поездок маэстро не обходится
без музыки Вагнера. Немного в сегодняшнем музыкальном мире найдётся таких
ревностных «музыкантов-революционеров» и пропагандистов музыки Вагнера, как Баренбойм. Чего стоит одна постановка «Кольца» с Гарри Купфером в Байрейте (сезоны
1988-1993 год). В России о таком Вагнере, какой представил слушателям Баренбойм, было можно только мечтать! Конечно, Валерий Гергиев осуществил много оперных постановок байрейтского гения на Мариинской сцене. Но то был
экстатический и безудержный Вагнер - напоенный гергиевской
энергетикой, и устремлённый к первоистокам древнего
мифа. Баренбойм, сродни актёру, управлял оркестром и
добился фантастических звуковых результатов. В «Траурном марше на смерть Зигфрида» из «Гибели богов» маэстро одним только взглядом с
первых тактов вступления загипнотизировал зал и оркестр! Это было тихое
напряжение, постепенно перерастающее в сдержанные кульминации. А в «Путешествии
Зигфрида по Рейну» головокружительные пассажи меди,
чарующие соло арфы, волшебные трели струнных сложились в идеальный баланс. В
каждом симфоническом фрагменте чувствовалась почти кристальная чистота и
прозрачность оркестровой фактуры. А в увертюре к «Нюрнбергским
Мейстерзингерам», в противовес «Тангейзеру» оркестр показал всю
жизнеутверждающую силу и гимнический восторг вагнеровского духа.
Наименьшее впечатление, как ни странно, произвёл Баренбойм-пианист. В его трактовке последний 27-й
фортепианный концерт Моцарта был слишком поверхностен и однообразен, несмотря
на аккуратность исполнения и единство с оркестром. Для позднего Моцарта такая
интерпретация нехарактерна, хотя кому-то из слушателей непременно хотелось
услышать на бис ещё какой-нибудь опус австрийского гения.
Но главная кульминация московских гастролей –
Седьмая симфония А.Брукнера. Симфонии этого
композитора нечасто звучат в Москве. Тем отраднее было услышать их в исполнении
европейских коллективов, чтобы почувствовать дух настоящего австрийского симфонизма.
Прошлым летом на фестивале Симфонических оркестров мира Москву покорил своей
философской трактовкой Шестой симфонии Брукнера
известный корейский дирижёр Мюнг Вун
Чунг с Национальным оркестром Франции.
Седьмая симфония - одна из самых исполняемых у Брукнера. Знаменателен тот факт, что именно это сочинение
венские филармоники с легендарным Караяном привезли
впервые в Москву в далёком теперь 1971 году. А в 1997 году Бернард Хайтинк с Молодёжным оркестром Европейского вещательного
Союза также играли эту симфонию. Тогда это был немецкий классический вариант
европейской симфонической традиции. У Даниэля Баренбойма
седьмая обрела величественность – предстала подобной грандиозной фреске,
тщательно прорисованной во всех деталях. В ней не ощущалось тех изматывающих
пустых длиннот, часто ощущаемых в трактовках других коллективов. Такой градации
смен настроений, звуковой динамической палитры, какую показал ВФО в тот вечер
я, признаюсь честно, никогда ещё не слышал. Поверьте мне, это было настоящим
душевным потрясением!
Гастроли ВФО в России стали крупнейшим событием
филармонического сезона. Цены на билеты превышали все привычные тарифы.
Например, в консерватории самые дешёвые места оценивались в 800 рублей, а в
Концертном зале имени П.И.Чайковского доходило и до 2500 рублей. Конечно, это
бьёт по карману россиянам. Но господа-слушатели! Уж лучше сберечь свои силы и
сэкономить время, дабы не пуститься в поездку за границу. Тем более, что там
меломаны на концерты ВФО бронируют места заранее, чуть ли не на несколько месяцев
вперёд. Но сюрпризы ещё впереди! Тем, кто не сумел попасть на концерты, не
стоит отчаиваться. Нужно заблаговременно приобрести билеты. Ведь в июне, в
рамках фестиваля симфонических оркестров мира, венские филармоники
снова вернутся в Москву, но уже с японским маэстро Сейджи
Одзавой. Такого бесценного подарка за один концертный
сезон удостоится не всякая столица!
Виктор Александров,
арт-журналист II курса ФДО
|