Сенсации рождаются
по-разному: иногда афиши с громкими именами висят за полгода до часа Х,
оповещая горожан о приезде Его или Ее и заставляя загодя продумывать семейный
бюджет, выкраивая средства на билет нескромной стоимости. А иногда сенсация
взрывается бомбой, слухами полнится земля: Скоро! Московский пасхальный
фестиваль! Благотворительный концерт оркестра Мариинского
театра под управлением Валерия Гергиева в
нижегородском кремлевском зале! …И обзваниваются все, кто может поделиться
заветной контрамаркой.
В понедельник Светлой
седмицы Нижний Новгород стал вторым из двадцати двух городов, заявленных в
программе фестиваля. Валерий Гергиев, в лучших своих
традициях, за один день дал два концерта: в 18.30 любители популярной классики
насладились «Послеполуденным отдыхом фавна» К.Дебюсси, Симфонией in C И.Стравинского и роскошной «Шехеразадой»
Н.Римского-Корсакова; в 20.30 самые стойкие пошли «в ночное» в жажде услышать
одну из жемчужин творчества австрийского композитора-философа Г.Малера – Пятую
симфонию. Истинные поклонники творчества «неистового осетина» прорвались через
все бронебойные кордоны ФСБ и приняли двойную дозу музыкальных впечатлений!
О первом концерте я
услышала самые восторженные мнения, подходя на второй и встречая уже
приложившихся к «чистому источнику вдохновения». Можно было удивиться тому, что
в программе концерта значится одно сочинение. Но уже не удивляешься, услышав,
что это - симфония Малера: австрийский мученик духа прославился грандиозными
полотнами, о которых сам говорил, что в каждой из своих симфоний он строит мир
человеческой души, отдельный микрокосм, сотрясаемый бурями и волнуемый
житейскими страстями, озаряемый потоками триумфальной радости и скрывающий
райские уголки чистой лирики. Такая разнообразная палитра эмоциональных
состояний, будучи помещена даже в пределы почти полутора часов, играет
переливами тем, нюансами настроений, резкими переходами, взрывами и редкими
моментами умиротворения, и заключается в очень сложную форму. Но есть в этой
форме один объединяющий момент – как дуб из желудя, творчество Малера
произрастает из немецкой lied, песни, и песня как лирическая исповедь остается внутренней сутью всего,
что вышло из-под его пера.
В Пятой более всего
ожидалось, конечно, чудесное Adagietto (4 часть симфонии), многим знакомое по
знаменитому фильму Л.Висконти «Смерть в Венеции». Однако и прочие части,
сыгранные мощно, слаженно и с таким обилием деталей и подробностей, какое
выявляет суть отличного оркестра и Настоящего дирижера, привнесли в душу
волнительный порыв и трепетанье, за что так и ценится Настоящая музыка.
Сложнейшая партитура, усталость к ночи и к концу второго концерта дали знать
себя в небезупречном звучании медной группы, но… Эта «царапинка» по слуху
любителей совершенного звучания затягивается быстро, а память о беспрецедентном
по размаху, уровню и стилю Фестивале остается надолго. Как и радость от повода,
к которому данный фестиваль приурочен. Со Светлым праздником вас,
поклонники настоящего Искусства!
Анастасия Лямина
|