- Борис
Семенович, как создавалась кафедра композиции?
- Хотя мы отмечаем 60-летие консерватории, должен
сказать, что кафедра композиции немножечко моложе. Первый выпуск состоялся
только в 1964 году. Это были Поль Двойрин, к сожалению, недавно ушедший из жизни,
и Михаил Зайчиков. Затем уже началась планомерная работа и выпуск молодых
специалистов. Наша кафедра неслучайно образовалась чуть позже остальных, потому
что композитор – профессия сложная и довольно редкая. Ей недостаточно учат на
уровне музыкальной школы и училища.
- Расскажите
о первых педагогах кафедры.
- Одним из первых преподавал Александр
Александрович Касьянов. Это был чрезвычайно колоритный человек: крупный мужчина
с большой, окладистой бородой. Он развивал традиции «Могучей кучки», был знаком
с Балакиревым, Ляпуновым, осуществлял прямую
наследственную связь между композиторами позапрошлого века и века двадцатого.
Также на кафедре работали Борис Борисович Браговидов,
Владимир Владимирович Владимиров, Герман Никандрович Комраков. А вот основоположником, организатором кафедры
был, безусловно, Аркадий Александрович Нестеров.
- Это Ваш
учитель?
- Да, мой учитель по училищу и консерватории.
Сейчас в нашей консерватории на 99% преподают его выпускники. Аркадий
Александрович был воспитанником Московской консерватории, учился у
замечательного композитора и педагога Виссариона
Яковлевича Шебалина, ныне недостаточно оцененного, на
мой взгляд. И, можно сказать, главное направление нашей кафедры – продолжение
традиций московской школы.
Аркадия Александровича пригласил другой московский
профессор - Игорь Владимирович Способин, создатель
теоретической кафедры.
- Правда ли,
что Нижний Новгород в послевоенное время был одним из центров музыкального
авангарда? Какую роль в этом сыграли композиторы?
- Современная музыка звучала в Горьком часто. Но
сказать, что наш город был оплотом музыкального авангарда нельзя ни в коем
случае, но сложилась традиция доброго, заинтересованного отношения к новой
музыке. Многие известные композиторы старались, чтобы их сочинения впервые
прозвучали именно в Горьком. Ежегодно (а позже раз в два года) здесь
проводились пленумы Союза композиторов России, там исполнялась новая музыка
нижегородцев, саратовцев, ивановцев, костромичей…
На мой взгляд, «авангард» - мало продуктивный
термин, потому что всё в мире относительно. Что сейчас является авангардом,
через десять лет перестает быть таковым. Важно, что композиторы обязаны уметь
всё. Действительно, в Нижнем Новгороде можно было услышать музыку разных направлений.
Хочу напомнить, что Первая симфония Шнитке впервые
прозвучала в Горьком. Это приобрело «опасный» оттенок: появились статьи и «за»
и «против», в том числе статьи «варваров» местной прессы. Была статья,
подписанная мифическим инженером Щёлоковым, которого не существовало; она была
выражением воли Горьковского обкома партии. Когда в протест на эту публикацию
мы, несколько консерваторских педагогов, написали письмо в редакцию газеты, то
вскоре получили ответ, в котором выражалось сомнение: можем ли мы с такими
взглядами воспитывать молодых музыкантов. Это были не очень приятные времена.
-
Запомнились ли Вам какие-нибудь курьезные истории из жизни педагогов или
студентов кафедры?
- Таких моментов случалось много, ведь педагоги в
консерватории (как и вообще музыканты) - люди эмоциональные. Аркадий
Александрович Нестеров, например, явно был человеком, у которого «страсти
кипели». Когда он занимался со студентами, забывал про время, про то, что уже
ждут другие ученики. Он мог заинтересовать своим интересом автора музыки, мог
очень долго сидеть с воспитанником. При этом реагировал довольно эмоционально
на его успехи, неудачи, что подчас приводило к достаточно кипучим выяснениям
отношений. Помню один такой случай, когда студент начал отстаивать свою точку
зрения (сразу скажу, абсолютно неубедительную), Аркадий Александрович выслушал,
а потом схватил его нотную тетрадку, выкинул из класса и сказал «Больше ко мне
не приходи!». Замечу в скобках, что этот человек позже окончил другой ВУЗ и
сейчас является профессором одной из консерваторий.
- А какой?
- Не скажу.
- Хорошо.
Может быть, Вы поделитесь планами кафедры?
- Планы у нас одни и те же. Мы должны стараться как
можно успешнее осуществить те принципы, которые уже заложены в неписаном
кафедральном уставе: дать студенту максимум знаний, навыков, вместе с тем не
задавить его эрудицией. А вторая задача – это сформировать человека, который
всегда открыт для нового, непривычного. Вообще композиторы - по начальной
установке – народ эгоцентричный, что в небольшой доле вместе с тщеславием
только полезно. Потому что эти качества помогают расти, а задача педагога –
помочь ему. Воспитание толерантности, терпимости к иному способу мышления - не
менее важная задача кафедры.
Беседовал Сергей Попов
|