- Расскажите
о первых впечатлениях, связанных с нашей консерваторией.
- В Нижегородской консерватории я впервые побывала
в 1967 году. В тот год отмечалось
50-летие советской власти, и этому юбилею был посвящен фестиваль в Свердловске,
отбор на который проходил в Горьковской консерватории. Я, тогда еще студентка Самарского музыкального
училища, приехала в Горький на
прослушивание перед фестивалем. Поселили
нас в общежитие, с которым и связаны у меня самые первые
впечатления.
А второе яркое воспоминание связано с
личностью Исаака Иосифовича Каца. Я много о нем
слышала в Самаре, но никогда его не встречала. И вот впервые я увидела его здесь. После моего выступления
он как-то очень обаятельно поздравил меня. Уже тогда возникло чувство, что я
здесь не в последний раз, хотя я собиралась поступать в Московскую
консерваторию. Так и вышло. В Москве на
приемных экзаменах я не прошла, и, по приглашению Григория Савельевича Домбаева, приехала в Горький. Нисколько не жалею, потому
что мне удалось попасть в класс к выдающемуся педагогу.
- Каким
Вам запомнился образ консерватории в то
время?
- Все было гораздо скромнее, проще, по-домашнему.
Консерватория с общежитием составляли одно здание. Это было замечательно,
потому что в стужу можно было вообще неделями не выходить на улицу. В
консерватории была столовая и буфет, который работал с раннего утра и до
позднего вечера. Очень хорошо было по утрам классы занимать: никуда ехать на
трамвае не надо, встал и через 5 минут ты уже сидишь в классе. По вечерам,
когда педагоги уходили по домам, многие студенты ходили по консерватории в
домашних тапочках. Очень хорошее было время.
- С какими
людьми у Вас связаны самые теплые воспоминания того времени?
- Естественно, с друзьями и сверстниками. Но в
первую очередь, с моим педагогом по специальности – Исааком Иосифовичем Кацем. Его класс был "звездный". Со мной училось
много ярких личностей: Миша Алешинский, Наташа Черноиваненко, Рита Мензелевская,
и другие.
Яркие воспоминания у меня связаны с Григорием
Савельевичем Домбаевым, у которого я училась по камерному ансамблю и концертмейстерству.
Он тоже был незаурядной личностью: человек, с одной стороны, очень строгий и
властный, с другой стороны, – по человечески очень теплый.
- В каком
году Вы стали работать здесь?
- Как закончила в 1973 году, так с тех пор и
работаю.
- Изменилось
ли что-то с тех пор в вашем классе?
- Раньше общения вне класса было больше, конечно. И
я, и ученики были не так загружены. Мы в свое время и на лыжах вместе катались,
и дома у меня собирались довольно часто.
- В ваше
время в консерватории проходили капустники. Есть такая замечательная
фотография: на сцене Берта Соломоновна, Исаак Иосифович на капустнике…
- Берта Соломоновна с баяном, Исаак Иосифович и
Василий Васильевич Шауб - с балалайками... Да, были у
нас и капустники, которые проходили в концертном зале. Собиралось столько
народу, что даже на окнах сидели. Это было очень весело и занятно. Все события,
которые в консерватории происходили, сквозь
призму юмора в этих капустниках, безусловно, отражались.
- Что бы Вы
пожелали консерватории в связи с юбилеем?
- В первую очередь, я бы пожелала ей существовать
еще много раз по 60 лет, сохранить ее
замечательные традиции, заложенные нашими предшественниками. Практически все
педагоги, которые у нас работают, являются выпускниками нашей консерватории,
поэтому кому как не нам сохранять и развивать добрые традиции.
Юлия Александрова
|