на главную
Разделы портала

*

Статьи  |  Владимир Холщевников: «Сегодня художник должен стать универсальнее…»

Владимир Холщевников: «Сегодня художник должен стать универсальнее…»

Владимир Дмитриевич, какими Вы видите возможности композиторского творчества сегодня?

Поиск нового сегодня перспективнее повторений уже сделанного. Ни сонористика, ни минимализм, ни серийная техника, ни какие-либо еще техники не имеют будущего - они давно исчерпали себя. Думаю, будущее за синтетическими жанрами, включающими художественный сплав. Поэтому я не пишу симфонии. Конечно, у меня есть задумка двух симфоний, но они будут звучать в рамках инсталляции.

На уровне языка кластеры, четвертитоны, как и чистая тоника, сейчас тоже никого не удивляют. Язык надо понимать более широко. Эта иерархическая система включает и простые, и сложные профессиональные элементы, и при этом она доступна всем. 

Сегодня художник должен стать универсальнее, больше взаимодействовать с людьми. Мы не для себя должны писать, а для публики. Хотя у многих профессионалов такая позиция вызывает подозрения… Но, я уверен, художник не должен быть изолирован, - он пишет не для избранных. Именно эта идея подготовила появление ансамбля «Ars Mobile». Необходимо было найти слушателя. Этим обусловлено и обилие «жанров-ремейков» – аранжировки, парафразы, транскрипции.

Вы упомянули жанр инсталляции. Чем он привлекает Вас?

У музыкальных инсталляций своя специфика. Публике даются особые инструкции, из которых она узнает, на что рассчитывать и как себя вести. Публика становится активным участником – теперь она тоже создает звуковой образ. У меня преобладает синтез музыкальной инсталляции и традиционного инструментария.

А как возникла потребность в таком жанре?

Сейчас система концертного исполнения несколько выхолощена. Не последнюю роль в этом сыграла практика СССР, когда концерты проходили лишь для избранного круга слушателей – родственников, знакомых и т.д. В результате у людей отбили охоту ходить на такие концерты. Поэтому возник вопрос: куда двигаться дальше? Современная музыка умерла, произведения композиторов девальвировались и не имеют будущего.

Интерактивные жанры возникают неслучайно – они дают повод для активного включения широкой публики в процесс восприятия и даже создания произведения. Но не все слушатели музыкально образованны... Авторы ушли вперед, но порвали связи с публикой. Поэтому ищутся варианты, которые выходят на слушателя.

Расскажите, пожалуйста, о Вашем сотрудничестве с ансамблем «Ars Mobile».

Когда создавался этот ансамбль, нами определялся круг стилей. Ниша «Ars Mobile» была связана с доромантической музыкальной литературой и с практикой XX века. Условно говоря, перед нами были открыты два стилевых окна. Но между ними большие различия: от авторов Возрождения, Барокко, Классицизма – вся литература, которая, так сказать, «ложится» на этот инструментальный ансамбль, совпадает с его выразительными и техническими возможностями. С другой стороны - XX век, но конечно, не огромные партитуры, хотя у нас был опыт на грани, когда пришлось делать аранжировку сюиты из балета Шостаковича. У автора использован тройной состав симфонического оркестра, да еще и с «бандой» медно-духовых. Огромнейшая партитура, огромный аппарат! А тут трио… Многое пришлось переделать. Но Юрию Гуревичу (руководитель ансамбля – Т.Р.) слушатели потом говорили: «Это самое интересное из того, что вы играете». И конечно, трудно предугадать реакцию публики на такие вещи.

Репертуар «Ars Mobile» - это не только вопрос аранжировок, транскрипций и парафраз. Я уже  делаю для них и оригинальные сочинения - непосредственно для трио и других составов. «Ars Mobile» сначала существовал в виде дуэта (виолончель и баян), потом присоединилась флейта и, чуть позже – фортепиано. Иногда прибавляется и струнный состав.

Вы пишете аранжировки, транскрипции и парафразы по их заказу?

Да. Но сначала мы обсуждаем желаемое направление, стиль, авторов, и тогда я берусь за эту работу. Все, что уже сделано нами, как правило, обсуждалось, делалось прицельно.

Когда началось Ваше сотрудничество?

Пять лет назад. Мы недавно справили юбилей.

Какой Вы видите дальнейшую перспективу?

Мы обсуждаем возможности ансамбля и в отношении нетрадиционных жанров. Я имею ввиду современные акционные, иначе говоря, интерактивные жанры: перформансы, акции, инсталляции и прочее. Существовало несколько таких проектов, правда, они пока не реализованы. Но с повестки дня не снимаются. Мне кажется, что мы немного «топчемся на месте», и из концертной формы пока не вылезли. Но помним об этом, и будем пытаться что-то делать.

Инициатива в написании музыки исходит только от Вас?

Больше от меня, наверное… Я предлагаю, но иногда и у «Ars Mobile» есть пожелания. Например, в создании фантазии на темы Глинки инициатива шла от них. То есть это - двухсторонний творческий процесс.

Беседовала Татьяна Радионова,

арт-журналист II курса ФДО

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт