Русская старина…
Русская старина… Эти слова неизменно вызывают
сердечный трепет у тех, кто хоть какими-то, пусть даже очень тонкими нитями,
связан с Россией, происходит из России, болеет за Россию. Нет и не может быть
для русского человека ничего дороже своей истории, своих корней. Много
испытаний испокон веков постигает нашу Родину, много бед. Было время, когда из
народной памяти насильственно стирались те устои, на которых строили жизнь
православные общины, семьи и каждый человек в отдельности. Но генетическая
память русского народа настолько сильна, а помощь Божия настолько велика, что
«Иванов, родства не помнящих» из нас сделать все же довольно трудно. Выпускает
на свет новые побеги древо русской жизни, цепляются они за народные традиции –
ствол этого древа. Вот так и живет русская старина, многообразно претворяясь в
современном художественном искусстве, музыке, ремеслах.
Велико наследие русской старины, изучать и
постигать его тайны можно бесконечно. И каждый раз будут открываться
исследователям новые глубины и красоты. Собирание и сохранение исторического
богатства – дело, подчас безвозмездное, любовь к истокам своим в нем – главная
сила. Но дает Господь и силы, и рвение тем людям, которые хранят для потомков и
лелеют ларцы с народной мудростью. Открывая этот кладезь истинной жизненной
силы, новые поколения черпают из него сок жизни, научаются разуму и
наставляются в благочестии.
Где, как ни в глубинке России, в древних
провинциальных городках, селах и деревнях искать свидетельства житейской
мудрости наших предков? Именно там, где суетность и стремительность современной
техногенной цивилизации ощущается меньше, и сосредоточены богатства
крестьянской культуры прошлых столетий. Город Кострома на берегу Волги в этом
отношении – просто находка. Этот город представляет огромную историческую
ценность как «колыбель» дома Романовых, ведь именно отсюда, из Ипатьевского
монастыря в 1613 году был призван на царство первый из династии Романовых –
Михаил. Кострома – это и областной центр, вокруг которого сосредоточено множество
районных городов, сел и деревень. Отсюда и множество различных культурных
традиций, своих, неповторимых в каждом районе.
Фестиваль.
Любовь к народной крестьянской культуре объединяет
костромских исследователей, собирателей и хранителей старины в своеобразную
общину, которая смысл своей деятельности видит в том, чтобы не потерять, найти
и донести до всех сокровища народного искусства и быта. Организатором
проходящего вот уже шестнадцатый год фестиваля исследований традиционной
народной культуры «Дорогами народных традиций» стал Областной Дом Народного
Творчества. Искренность, радушная атмосфера и неподдельный интерес к предмету
исследования просто и естественно передаются вновь присоединяющимся участникам.
Поэтому год от года география фестиваля расширяется, все больше становится у
него гостей, любителей фольклора и народной культуры, специалистов-этнографов.
Кроме клубных специалистов в фестивале принимают участие библиотекари,
преподаватели музыкальных и общеобразовательных школ, музейные сотрудники,
занимающиеся народной культурой своего края.
Да, таков фестиваль сейчас… А начинался он в 1991
году, когда впервые его организаторы Л. П. Салий, Т. В. Войтюк, Е. В. Лейцик
обратились к опыту местного краеведения – к материалам Костромской Губернской
Ученой Архивной Комиссии и Костромского Научного Общества по изучению
Костромского края, взяв за основу программы, подготовленные ими в конце XIX века. В 30-е годы ХХ
века деятельность этих организаций была насильственно прервана в связи с
репрессиями, которым подверглись костромские краеведы, обвиненные в
«низкопоклонстве перед стариной». Продолжая их дело, специалисты учреждений
культуры костромской области в конце ХХ века начали огромную по масштабам,
значимости и ценности открытий работу. Они организовали первые экспедиции по
сбору фольклорно-этнографических материалов, поиску народной музыки и народных
исполнителей, мастеров народных промыслов и ремесел. По мере накопления
материала велась работа по его систематизации, созданию местных фольклорных
фондов, картотек. Итоги исследований подводились на областной
научно-практической конференции. До 1995 года такие конференции проходили в
Костроме ежегодно, позднее из-за финансовых трудностей – один раз в два года.
Словом, очередная конференция, проходившая в марте 2006 года, была уже довольно
серьезным этапом, большим шагом и еще одним итогом той поистине бесценной
работы, которая велась и ведется в этом направлении.
Конференция не могла оставить равнодушными и
хранителей народных традиций из других городов и регионов России. Костромичи
радушно и доброжелательно принимали гостей из Кирова и Кировской области,
Челябинска, Санкт-Петербурга, Москвы, Владимира, Иванова, Ярославля. А уж
география представленных на нем традиций Костромской области и вовсе не
поддается описанию.
Разнообразна и расширяющаяся год от года тематика
фестиваля, ведь стремление постичь традиции народной жизни заставляет
обращаться не только к фольклорному наследию, но и к бытовому укладу
крестьянской жизни, где интересно и ценно все – от костюма до различных
обрядовых действ, сопровождающих основные вехи человеческой жизни. Так, темой
исследований в 1991-1992 годах стали обряды Костромской земли и прикладное
народное творчество. В 1993 – архитектура и быт, традиционная пища крестьян. В
1995 – календарные праздники, народная хореография, частушки военных лет,
традиционная музыкальная культура и народные игры. В 1996-1997 –
песенно-танцевальная культура Костромского края. В 1998-1999 – народный театр,
семейно-бытовые обряды, льноводство, домашнее прядение и ткачество. А 2000 и
2001 год прошли под знаком исследований в области взаимодействия православия и
традиционной народной культуры.
На конференции 2006 года я, например, с удивлением
открыла для себя значение таких понятий, как «шамшура (или шашмура)»,
«наголоушник», «ступни», «сенокосница». А ведь все это – названия элементов
крестьянского костюма. Оказалось, что сохранившихся в отдельных областях
костюмов очень много, и сердце мое просто рвалось из груди, когда я увидела
выставку костюмов, и сквозь дым времен передо мной предстал образ русской
крестьянки – чистой и целомудренной!
А как шили сапоги и плели лапти? Это же целое
искусство! Я впервые узнала, что лапти не были признаком бедности, а, скорее
наоборот, были обувью состоятельных крестьян. А увидев всю красоту подлинной
народной одежды на исполнителях свадебного обряда из города Нерехты (ансамбль
«Меряне» под руководством С. Л. Беляевой выступал в подлинных костюмах), я
поняла, что действительно каждый элемент орнамента, каждая складочка и
оборочка, каждый платок и каждая лента имеют свой смысл. Порадовало и то, что в
зале многие женщины захотели и себе сшить сарафаны, соблюдая всю символику
цвета и орнамента. Среди московских гостей были рукодельницы, которые уже
занимаются этим. А в составе жюри были Е. Ю. Медведева и Т. И. Туловская –
великолепные мастера костюма, «из-под машинки» которых вышли костюмы для
ведущих фольклорных коллективов Костромы. Глаза разбегались от выставок
лоскутного шитья, вышивки, эскизов народного костюма, выполненных мастерами и
учащимися студий «Мастерство» (МУК ЦНК «Традиция» руководитель А. В. Шевалдина,
поселок Караваево Костромской области), ОЦНТТУМ «Истоки» (руководитель М. В.
Дубова) и секции дизайна Костромского Государственного Технологического
Университета. А самое главное – сделано все это было с большой любовью, с
чистотой души, поэтому так и притягивало взгляд, так радовало. Особым трепетом
отозвались в душе искусно сшитые, украшенные вышивкой и кружевом сарафаны и
рубахи Вохомских, Буйских, Пыщугских, Поназыревских, Островских крестьян.
Многие тайны детской одежды открыла гостям Переломова Вера Николаевна,
представитель Нейского района.
На этой творческой встрече были и примеры
переосмысления старинного костюма в современной стилизованной коллекции «Веяния
старины» мастера Дома Ремесел г. Буй С. К. Кобзевой, «Родные мотивы» театра
моды проф. лицея №10 г. Костромы (руководитель Ю. А. Лебедева).
Народные традиции и атмосфера сотрудничества и
сотворчества объединили людей из разных областей России и связали их невидимой
нитью времен, заставили их пережить непережитое и увидеть невиданное. Возникли
и новые идеи. Так, Е. А. Осипова, начальник отдела культуры и туризма
администрации города Галича, предложила проект создания музея-мастерской
национального костюма «Узора озерного края» в Галиче. Хочется верить, что это
начинание найдет свое продолжение и найдутся люди, в которых не погасли интерес
и любовь к своим корням. А фестиваль – это именно то место, где такие идеи
встречаются и находят единомышленников.
«Милый в армию поехал…»
На конференциях исследователи представляют свои
научные работы, которые и составляют Областной Единый Фонд Нематериального
Культурного Наследия Областного Дома Народного Творчества. Чтобы собранные
материалы становились доступными для широкого круга любителей народной
культуры, они публиковались в историко-краеведческом сборнике «Ветлужская
сторона», областных журналах «Губернский дом», «Костромская старина»,
республиканских журналах «Клуб», «Народное творчество». ОДНТ по материалам этих
рефератов выпустил ряд интереснейших сборников. Это и композиция по мотивам
сказок Ефима Честнякова «Забавы крестьянских детей» (автор – Е. В. Ярыгина), и
сборник «Чухломские наигрыши, припевки и частушки» (по материалам реферата
руководителя ансамбля «Веселинка» Судайского ДК «Истоки» А. К. Корнаухова) и
другие.
Одним из интересных и ценных изданий является,
например, сборник частушек военных лет «Вот и кончилась война – дождались
победушки», составленный в 2005 году из 416 частушек, собранных в различных
населенных пунктах области. Вслушайтесь, сколько горя и тоски в них, сколько
боли от расставания с любимым, или с мужем - кормильцем и надеждой всей семьи:
Милый в армию
поехал
Я до Буя
провожу.
Свою буйную
головушку
На рельсу
положу.
(от Цветковой Г. М., деревня Шипилово)
Есть ли будущее у прошлого?
И все же, есть ли будущее у прошлого? Хочется
твердо ответить – есть, есть потребность у думающих людей, любящих свою Родину,
заботящихся о воспитании крепкого духом нового поколения в том, что искони
составляло русский образ мыслей, русскую душу, русскую веру. Так и костромские
краеведы своей целью видят практическое применение накопленного веками опыта,
которое может вылиться в создание новых фольклорных коллективов,
этнографических любительских объединений, проведение конкурсов исполнителей на
народных инструментах и т.д. Все это ведущий вдохновитель фестиваля, зам.
директора по традиционной народной культуре Областного Дома Народного
Творчества Марина Николаевна Гарбузова, и ее многочисленные соратники (в числе
которых зав. Сектором краеведческой литературы ОУНБ им. Крупской Н. Ф. Басова,
г. Кострома; профессор кафедры русского языка КГУ им. Некрасова Н. С.
Ганцовская, г. Кострома, старший научный сотрудник Костромского
историко-архитектурного музея-заповедника С. Д. Масалева и многие другие)
мечтают сделать и делают на высоком профессиональном уровне, с максимальной
долей достоверности. Велики их просветительские заслуги, ведь они, по-существу,
разъясняют и заново прививают нам то, что теперь уже кажется экзотическим и
далеким.
Костромской Областной Дом Народного Творчества вот
уже многие годы не перестает удивлять масштабами своей фольклорно-этнографической
деятельности, ведь фестиваль «Дорогами народных традиций» - это лишь часть ее.
Тем для изысканий становится все больше, к сотрудничеству привлекаются все
более компетентные профессионалы. Поэтому хочется пожелать всем тем, кому мы обязаны
новой жизнью старых, но, несомненно ценных, традиций, помощи Божией, крепости
духа и жизненных сил. Ведь за внешней красотой и блеском проводимых ими
праздников стоит нелегкий труд, препятствия, порой нехватка материальных
средств, потому что русскому человеку во все времена ничего легко не давалось.
Согласно известной истине, смысл жизни человека
заключается в том, чтобы оставить после себя достойное семя на земле, чтобы не
прервалась нить времен. Именно цельность и преемственность народной традиции и
определяет лицо нации. России свойственно национальное многообразие, такое
сплетение различных этнических культур, что порой трудно рассматривать их
по-отдельности. Но это многоликое сочетание и есть то самое «русское», которое
надо хранить и продолжать, живя соборным разумом. Народное искусство, как
показывает жизнь, было и остается способом единения людей, небезразличных к
будущему своей страны. Это – будущее нашего прошлого, от которого лучшие сыны и
дочери берут только лучшее.
М. Витковская
г. Кострома
|