Зима, Новый год… все находятся в радостном
предвкушении, в ожидании чуда. А, как известно, чаще всего волшебство случается
именно в это время, и когда выходит фильм об Андерсене, конечно же, ждешь
сказку. Но новая картина Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви» все
поворачивает совершенно неожиданной стороной.
Название фильма меня заинтересовало, и я решила
поискать информацию о нем в Интернете. «Сказками Андерсена зачитываются дети во
всем мире, но от просмотра нового фильма о детском сказочнике юным зрителям
лучше воздержаться», – считает сам автор картины Э. Рязанов. И это еще больше
разожгло во мне интерес к фильму. Но, от подруги я услышала: «Да ну, скучный
какой-то фильм», и приготовилась поскучать более двух часов. Тем не менее, с
первых же кадров картина меня поразила и увлекла.
Как часто судьба неблагосклонна к гениям... Вот и
великий Ханс Кристиан,
известный своими добрыми и замечательными сказками, был некрасив, беден и
обделен любовью. Об этом и многом другом рассказывает фильм Эльдара Рязанова.
Действие фильма складывается из чередования фрагментов юности и зрелых лет
знаменитого писателя, изредка прерываясь очередной его сказкой. И что
интересно, героями этих сказок становятся люди, окружавшие Андерсена при жизни,
но здесь они предстают в самых разных обличиях. А сам молодой писатель
превращается то в злобную тень, то в короля Дании.
Я немного по-детски ожидала увидеть удивительную
историю жизни знаменитого сказочника, а передо мной предстала горькая, очень
сложная судьба несчастного гения. Никого не идеализируя и ничего не
приукрашивая, режиссер показал человека со всеми его недостатками –
тщеславного, эгоистичного, наивного и немного сумасшедшего, обделенного женской
лаской и любовью.
«Андерсен. Жизнь без любви» – последний, двадцать
пятый фильм Эльдара Рязанова. «Это целый кинороман – большой, длинный, скучный
и неинтересный. Картина – итог жизни… Здесь слились воедино фантазия и правда,
буффонада и драма. Но, наверное, если уж давать какое-то определение, то это
ближе к жанру трагикомедии», – так говорит сам режиссер. Возможно, фильм – это
попытка осмыслить то, что было сделано в течение всей жизни. Но каков итог?
Тот, кто всю жизнь рассказывал кино-сказки советским людям, заканчивает свое
повествование в буквальном смысле «заупокой»: умирая,
сказочник попадает на небеса и беседует с богом. Но в сказках все должно быть
иначе!
А может, Андерсен это и есть сам Рязанов? И перед
нами - попытка рассказать, во что обходится человеку творчество, какой ценой
достается слава? И чего больше на этом пути - оглушительных побед, или горьких
разочарований?
Картина не дает ответы на эти вопросы, наоборот,
после просмотра их появилось еще больше. Что поделать – искусство всегда
неоднозначно. А может, сходить на фильм еще раз?..
Татьяна Радионова
|