Могут ли технические средства создать в классе
гармоничную учебную атмосферу, которая отвечала бы ожиданиям молодых людей, чья
культура находится под влиянием новых технологий? Как избежать напрасной траты
времени и денег на не отвечающие требованиям учебных заведений компьютеры и
системы доступа в Интернет?
Игровые приставки Playstation,
DVD-проигрыватели, мультимедийные плееры IPod, мобильные телефоны, мгновенный обмен сообщениями, блоги - все это
играет сегодня значительную роль в жизни учащихся. В результате преподаватели
стали осознавать, что для успешного вовлечения молодежи в учебный процесс и для
улучшения обучения необходимо использовать эти технологии в классе.
К сожалению, многие представители системы
образования унаследовали традиционный подход, при котором технические средства,
вместо того, чтобы быть неотъемлемой частью комплексного учебного процесса,
запираются в так называемом «компьютерном классе». Вместе с тем последние достижения техники,
новые подходы к организации школьного пространства и методы обучения привносят
значительные изменения в понимание роли и способов использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в школах.
Модель
компьютерного класса
Когда в 80-х гг. школы стали брать на вооружение
ИКТ, многие из них следовали модели компьютерных классов, предложенной теми,
кто впервые внедрил компьютеры в учебную среду (помните университетские
вычислительные центры с терминалами Mainframe
семидесятых?).
Успехи государства в развитии образовательных
технологий измерялись тогда (как в прочем иногда и сейчас) не улучшением
результатов учебного процесса, а уменьшением отношения количества учащихся к
количеству ПК. На начальном этапе внедрения основы ИКТ преподавались как
отдельный предмет, подобно физике или химии. Под этот предмет выделялись
специальные классные помещения, и каждая школа сама отвечала за выработку
стратегии в области ИКТ. Такой подход обходился недешево, а его воплощение в
жизнь с трудом поддавалось управлению.
Данная модель родилась в те времена, когда доступных
по цене универсальных мобильных устройств еще не было, базовые сетевые ресурсы
стоили дорого, а понятия «подключенный» и «безопасность» определялись
физическими, а не виртуальными терминами. Т.е. запертая дверь компьютерного
класса считалась самым надежным способом защиты компьютеров и хранящейся в них
информации.
Но хотя компьютерные классы и соответствовали
многочисленным требованиям традиционной вузовской политики, они были не в
состоянии обеспечить атмосферу гармоничного комплексного обучения, которую
сегодня пытаются внедрить многие представители системы образования, стремящиеся
к полной интеграции с новой интернет-культурой.
Совсем недавно компания Cisco
совместно Metiri Group
провела исследование, обобщающее результаты сотрудничества Cisco
со школами и министерствами образования в разных странах мира, а также итоги
10-летнего опыта развития программы Сетевых академий Cisco
(Cisco Networking Academy), охватившей 1.6 миллионов учащихся. Мы пришли к
пугающему выводу о том, что, хотя во многих случаях ИКТ весьма положительно
сказываются на образовательном процессе, существует огромное количество
примеров, когда из-за неэффективного использования ИКТ миллионы долларов
выбрасываются на ветер.
Результаты этого исследования доступны здесь:
http://www.cisco.com/web/strategy/docs/education/TechnologyinSchoolsReport.pdf
Скорее всего, дело в кардинальном изменении нашей
технологической культуры. Слишком часто проблемы возникают из-за того, что
школы и министерства уделяют основное внимание приобретению
информационно-коммуникационной техники, не понимая должным образом, как ее
следует использовать для получения максимальной отдачи. Школы спешат потратить
выделенные им ресурсы и с завидной скоростью устанавливают вновь купленные
компьютеры, мало задумываясь при этом о таких вещах, как организация связи,
контроль доступа и интеграция средств ИКТ в учебную программу и планы
проведения уроков.
Вместе с тем существует масса путей резкого
повышения эффективности образовательного процесса с помощью технических
средств. Стоит отметить, что в целом ряде европейский школ современные технологии
присутствуют повсеместно. Это и беспроводные решения, способствующие повышению
мобильности и гибкости, и сети информационного обмена, обеспечивающие доступ к мультимедийным учебным программам, и видеоконференцсвязь, и
IP-телефония, благодаря которым учащиеся и преподаватели могут общаться с
такими же, как и они, учащимися и преподавателями из других стран.
К примеру, муниципальные власти района Баркинг
и Дагенам, участвующие в британской программе
развертывания опытной зоны ИКТ, не пошли по старому пути и не стали
развертывать компьютерные классы. Вместо этого они создали для всех своих школ
централизованную образовательно-административную службу с доступом через
общегородскую сеть. Они оборудовали каждый класс проектором, системой
обеспечения мобильного взаимодействия и визуализатором для получения
неподвижного и движущегося изображений. Каждому преподавателю был предоставлен
портативный компьютер, соответствующее обучение и поддержка. Учащиеся имеют
доступ к средствам ИКТ во всех классах. Для этого создан общий пул портативных
компьютеров, подключенных к школьной проводной и беспроводной сети.
Возросшая эффективность взаимодействия между
персоналом и учащимися способствует постоянному повышению качества
образовательного процесса, поскольку у преподавателей появляется больше
времени, которое они могут уделять непосредственно обучению. Исследование,
проведенное консультационной группой IBSG, являющейся подразделением Cisco, показывает, что внедрение централизованных школьных
служб ИКТ на общенациональном и региональном уровне позволяет снизить
совокупные издержки владения (TCO) на 15%. Более того, опыт британской
программы «Школьное строительство в интересах будущего» (Building
Schools for the Future) подтверждает, что большинство школ не в состоянии
управлять сложными ИКТ-системами и обеспечивать их
техническую поддержку, в результате чего и возникает необходимость реализации
модели централизованного обслуживания.
В рамках программы Classroom
2000 все 1,300 школ Северной Ирландии были подключены к централизованной ИТ-службе, что дало им возможность сосредоточиться на
образовательном процессе и эффективном использовании ИКТ, вместо того, чтобы
тратить время и деньги на техническую поддержку собственных ИКТ-систем.
Шотландская программа Scottish
Schools Digital Network предусматривает создание одной из самых современных
академических интрасетей в мире, благодаря которой более 3,000 школ получат
доступ к передовым средствам управления
обучением и богатым видеосюжетами учебным материалам.
В рамках венгерской программы Hungarian SchoolNet 5,500 школ страны объединены единой частной
образовательной сетью. Это решение, позволяющее с легкостью внедрять новые
образовательные услуги, является более экономичным и надежным, чем простое
объединение школ между собой через Интернет.
Конкуренция на рынке образовательных услуг растет,
а применение инновационных технологий стремительно превращается в один из
главных критериев при выборе школы. Поэтому очень важно использовать
современные технологии новаторски, добиваясь от них полной отдачи. Осмысленные
вложения в средства ИТ способны принести преподавателям и учащимся неизмеримую
пользу, приблизив к школе людей и информационные ресурсы и предоставив
преподавателям возможность вести обучение более творчески, а учащимся - учиться
более эффективно и углублять свои знания путем их практического применения в
различных ситуациях.
Существует реальная возможность создания
электронных учебных комплексов, в которых учащиеся могли бы выполнять большую
часть учебных заданий в электронном виде, получая через Интернет информацию
любого курса или программы. А для стимулирования обучения как на дому, так и в
школе, можно внедрять программы электронного обучения, которые могут предоставляться
школьной программой онлайновой службы. Более того, сетевые технологии могут
сыграть поворотную роль в обеспечении экономии средств и наращивании
производительности, а также в повышении безопасности и снижении общих расходов
на эксплуатацию зданий.
Чтобы применять информационно-коммуникационные
технологии разумно и эффективно, необходимо лучше понимать их. Плохо
продуманные программы инвестиций способны принести больше вреда, чем пользы.
Несмотря на существование школ, которые действительно могут похвастаться
положительным опытом в использовании технических средств в учебном процессе,
гораздо большее число школ относится к разряду «отстающих», которым пора выти
за пределы компьютерных классов, чтобы вновь обратить свои взоры на классные
комнаты. Главная рекомендация школам и министерствам образования может быть
сформулирована так: проанализируйте методы, с помощью которых вы намерены
повышать эффективность учебного процесса; определитесь с размером средств,
которые вы намерены вложить в технические решения; подыщите партнера, который
поможет вам сформулировать ваши требования на ближайшее будущее; познакомьтесь
с опытом других школ, которые разумно распорядились своими деньгами. Настало
время уходить от понятий 20-го столетия (компьютерный класс и соотношение
учащихся и персональных компьютеров) к понятиям столетия 21-го, где гармоничная
комплексная учебная среда и использованием ИКТ полностью интегрирована со всеми
аспектами обучения, преподавания и администрирования.
|