Культурный? Пробьёшься!
утверждает
зав. кафедрой валеологии НГЛУ им. Н.А. Добролюбова
Анатолий Иванович Остапенко.
Взгляды преподавателей и валеологов
на образование часто расходятся. Преподаватели утверждают, что «без образования
никуда», а валеологи говорят, что ничто так не
снижает иммунитет старательного человека, как высшее образование. За
сбалансированным взглядом на вопросы образования я решила обратиться к
преподавателю валеологии (наука о здоровье – А.Р.).
Первый вопрос
- о том, что на слуху. В вузе давно ведутся споры о преимуществах и недостатках
Болонской системы образования. Так что нам «грозит»?
Да, припоминаю, - такие разговоры были. Но нам до
этих стандартов ещё далеко. Нужно много работать. Но саму Болонскую систему как
таковую я оцениваю скорее положительно. Если не нашёл человек себя в профессии,
пусть закончит свои 4 года, - и попробует что-то другое, выполнив
«программу-минимум». Если нашёл – пусть доучивается.
А как, в
таком случае, Вы оцениваете работу нашей нынешней системы, которая уже стала
традиционной для России?
Любая система хороша, если она давно в деле, - при
том условии, что её недостатки в процессе работы корректировались. Другой
вопрос, что программы сильно изменились. Вот наш вуз, к примеру, превратился из
педагогического института в лингвистический университет. Кто такой педагог,
знают все, а вот кто такой лингвист? Специалист сверхширокого
профиля, владеющий иностранными языками. Это и хорошо, и плохо. Нет чёткой
сферы трудоустройства по окончании вуза. Даже те, кто заканчивает
педагогический факультет, редко работают по специальности – что досадно: наш
вуз выпускает хороших специалистов, а до детей они не доходят. Мы рубим сук, на
котором сидим.
Но ведь и
выпускников можно понять – заработная плата преподавателя в нашей стране
традиционно низка?
Да, но сейчас эту проблему пытаются решить, повышая
оклады педагогам. Так что со стереотипами надо бороться. Они нам мешают.
Например, начальник департамента образования нашей области г-н Наумов недавно
сказал нам на конференции, что молодые специалисты любыми способами стараются
избежать работы в сельских школах, - несмотря на то, что существует
соответствующая программа. Человека обеспечивают машиной, коттеджем, достойной
зарплатой – словом, создают хорошие условия. Но из присутствовавших в зале
конференции молодых специалистов нашлось всего трое добровольцев, которые
согласились бы поехать в село, если им всё это предоставят. Или вот ещё пример.
На той же конференции тот же г-н Наумов обсуждал с нами проблему договоров,
которые администрации районов и округов заключают с вузами. Казалось бы, чего
проще: человека на льготных условиях принимают в вуз, чтобы он по окончании его
работал в своём родном селе, посёлке или деревне. Но уехав в мегаполис,
специалисты «исчезают», пытаясь отделаться от своих обязательств любыми
способами. Что они только не пишут в объяснительных записках – цирк отдыхает! Начальник
департамента наш так и сказал.
Может, стоит
объяснить это нашей неуверенностью в завтрашнем дне – люди просто не верят в
эффективность программы и ждут подвоха. Но к хорошему привыкнуть проще – со
временем ситуация изменится, как Вы считаете?
Конечно, изменится – и уже сейчас меняется. Есть
хорошие тенденции. Верно подмечено – к ним просто надо привыкнуть.
Скажите, а
каковы, по Вашему мнению, важнейшие вещи, которые человек должен знать? На что
должно быть направлено наше образование?
Личность в первую очередь должна обладать высоким
уровнем нравственности. Нравственность и порядочность ценятся всеми – вне
зависимости от конфессиональной или национальной принадлежности. Человеку нужны
этические знания – с ними он найдёт своё место в жизни. И семью создаст
хорошую, и профессию выберет подходящую. Главное – суметь открыть в себе лучшие
черты, чтобы потом их развить.
Да, хорошо бы
ввести этику отдельным предметом – класса с 5-го… Но у нас такие нагрузки, что
детей жалко. Приходят они домой после своих 8-ми уроков, а там репетиторы. Да и
студентам не легче – кто-то 2 образования одновременно получает. Вы давно
занимаетесь валеологией – сколько часов в день, на
Ваш взгляд, человек может воспринимать новую информацию без ущерба для своего
самочувствия?
Признанный физиолог проф. Введенский утверждал, что
мы устаём не от того, что много работаем, а от того, что не соблюдаем гигиену
труда и отдыха. Объём воспринимаемой информации можно увеличить в разы, если
созданы оптимальные условия для работы мозга.
А что это за
условия?
Прежде всего, не должно быть перегрузок нервной
системы – они снижают общий уровень работоспособности. Напряжение внимания –
это перегрузка. 20-25 минут повникали во что-то,
напряглись, а потом 1-2 минуты разгружаемся – делаем простейшие физические
упражнения.
В начальной
школе это возможно – там физкультминутки предусмотрены. А как быть студенту, у
которого занятие длится 1,5 часа?
Кончились ваши 1,5 часа – выходите из душного
кабинета, не сидите там с несчастным видом. Ну и что, что следующее занятие у
вас здесь же, - вышли, походили по лестницам, размяли ноги – и незаметно для
себя начали улыбаться! А прямо на паре можно напрягать мышцы и расслаблять их,
- насколько я знаю, никто из преподавателей вас не заставляет сидеть неподвижно
и смотреть в одну точку. Можно и потянуться, и упражнения для глаз поделать –
если что, скажете, что я научил (смеётся).
А что на паре
может делать для себя и своего будущего ребёнка студентка, ожидающая
«прибавления»? Ей ведь вреден сидячий образ жизни…
Да, вреден – лучше ей дышать свежим воздухом:
гулять вдали от дорог, - а после прогулок принимать ножные ванны. На парах ей
стоит вытягивать ноги, играть носочками – делать мини растяжку. Но это, так
сказать, если факт уже налицо. А вообще… Беременность – это нагрузка на организм,
учёба – тоже нагрузка. Две нагрузки дают перегрузку – лучше заводить детей
после получения диплома. Хотя бы потому, что сидячий образ жизни во время
беременности может привести к появлению на свет умственно недоразвитого ребёнка
– пока мать учится, скрючившись в три погибели в непроветренном помещении, ему
не хватает кислорода для развития мозга. А если мать продолжает ходить на
занятия после родов, почти не видя своё чадо, - это тоже плохо. По ряду
известных причин.
А что
всё-таки важнее для женщины: семья или учёба и карьерные перспективы – как Вы
полагаете?
Всё важно. Но образованная личность имеет больше
шансов стать гармонично развитой. Это ценное качество для будущего родителя.
Вы сказали
«образованная личность»… А что Вы вкладываете в понятие «образование»?
Я считаю, что хорошее образование – это форма
деятельности, которая может повысить качество жизни не только самих
специалистов, но и всего общества в целом. Это и есть образование – а не
диплом. Его сейчас, к сожалению, и купить можно. Платное образование плюс
взятки – это почти та же покупка диплома, только в рассрочку. Владелец диплома,
если он не специалист, не нужен никому. А таких немало – взгляните на наших
медиков. Уровень культуры у них непростительно низкий.
А как обстоят
дела с уровнем культуры у выпускников нашего вуза – Вы ведь со многими
поддерживаете отношения?
С культурой у них вроде бы всё в порядке (смеётся).
А вот по специальности многие из них, к сожалению, не работают.
А с чем это
связано? Некоторые утверждают, что город перенасыщен специалистами из «иняза» -
может быть, рабочих мест не хватает?
Отсутствие мест – только одна сторона проблемы.
Высококлассный специалист останется в профессии – и место для него найдётся.
Дело в другом. В 17 лет вчерашний школьник ещё не в состоянии понять, чем он
хочет заниматься в жизни. И выбирает профессию либо под давлением родителей,
либо «за компанию» с другом. А потом изменить ничего уже нельзя, - как ему
кажется (смеётся). Заканчивает вуз кое-как, по инерции, - словом, становится
носителем диплома.
Как тогда
быть? Девчонкам проще, а парням медлить с выбором профессии никак нельзя – а то
в армию заберут. Как-то выбирать всё же надо…
На интуицию стоит положиться. В 17 лет жизненного
опыта у человека нет и быть не может. В идеале, конечно, выявлением
способностей должна заниматься школа, но у нас эта система почти не развита. От
родителей тоже многое зависит. Они должны дать ребёнку возможность попробовать
себя во всех сферах – чтобы он нашёл нужную и смог реализовать себя. Но
воспитание у нас часто сводится к питанию (смеётся).
Ну, не всегда
- есть и очень хорошие родители. А вот по поводу разных сфер и разных знаний
хочется задать последний вопрос: и в школе, и в вузе есть масса предметов,
которые кажутся бесполезными: как к ним относиться – если уже знаешь, что это
не твоё?
Человек никогда не знает, что ему может пригодиться
в жизни. Лучше быть разносторонне развитым – на всякий случай. Мы же не только
на работу ходим – есть масса ситуаций, в которых могут выручить знания из
«старого багажа». Так что общая культура должна быть на первом месте.
Анастасия Распопина
|