Реформа может обернуться провалом
Российские
чиновники уже к 2010 году планируют полностью приравнять систему высшего
образования к европейским стандартам. По подсчетам министерства, через четыре
года Россия завершит все мероприятия в рамках "болонского процесса",
то есть вузы страны перейдут на двухступенчатую систему преподавания –
бакалавриат и магистратуру, а студенты получат право продолжать начатое в
России образование в университетах стран Евросоюза. Однако очередная реформа
российской высшей школы может обернуться провалом – у нее много противников.
Я решила узнать мнение преподавателя нашего вуза, чей
стаж уже более 40 лет. Эдуард Николаевич Панин, преподаватель перевода,
закончил иняз в 1967 году (это был первый выпуск на переводческом факультете).
Сразу же остался работать на кафедре французского языка и перевода.
- Эдуард
Николаевич, скажите, пожалуйста, как Вы относитесь к новым реформам
образования?
- Я, по правде говоря, очень скептически отношусь
ко всем последним инновациям, реформам, к болонскому процессу, унификациям,
европейским, американским стандартам, ко всему, что происходит в системе
образования. Я лично считаю, что у нас была одна из лучших в мире систем
образования, которая за пятнадцать лет уже капитально развалили и продолжают усиленно
разваливать под вывеской реформ, совершенствования. Никто никогда нигде вслух
не говорит, что он готов намеренно все разрушить, уничтожить, все всегда
выступают под флагом улучшения.
- А как Вы
оцениваете ситуацию в университете?
- Я ничего хорошего не вижу ни в стране, ни в
университете, ни на факультете. Я уже не говорю о том, что раньше стипендию
получали все студенты, сдавшие на положительные оценки, потом кто учился без
троек, сейчас на все пятерки. Два человека в группе из тринадцати получают стипендию,
ужас! Со стороны государства – это безобразие и издевательство. О системе
образования лучше не говорить, не раздражаться.
- Расскажите
о преподавательском состав в вузе.
- Все работают сейчас за копейки, на энтузиазме.
Кадры не обновляются, у нас сейчас проходной двор на каждой кафедре, не
успевают оставить девушку, как она полгода – год… и уходит, или она, бедная,
бегает, разрывается по трем-четырем работам, в результате ни на одной нормально
не получает.
- Как обстоят
дела с французским образованием?
- Я не специалист в этом вопросе, хоть и знаком с
французской системой образования. Но, на мой взгляд, она уступает нашей по
многим параметрам, за исключением материально обеспеченных. Там государство ещё
финансирует университеты, а наше…
- Что нужно
сделать, чтобы изменить к лучшему?
- Мы ничего не можем предпринять, это
государственная политика такая сейчас. Это тенденция и финансирование
государственное. Будем ждать развития событий в стране. Я считаю, что нынешний
строй никуда не ведет. Мы живем сегодняшним днем, все это бесперспективно.
Анастасия Малушко
|