О британской неклассической музыке всерьёз
заговорили лишь с появлением THE
BEATLES. Вышедшие на
первый музыкальный план параллельно с этим квартетом несколько десятков
британских групп, таких как ROLLING
STONES, KINKS, HERMAN’S HERMITS, DAVE CLARKE FIVE, составили основу такого понятие как
«британское вторжение» (“british
invasion”). Причём,
если это понятие применяют, главным образом, говоря об американском успехе этих
групп, то уместно также говорить и о мировом влиянии британской музыки.
1970-е годы ассоциируются с оглушительным
американским успехом британцев LED
ZEPPELIN, британским
глэм-роком (SWEET, SLADE, T. REX, DAVID BOWIE) и появлением более сложных направлений,
таких как симфо-рок (QUEEN). В конце 1970-х британская музыка испытала на себе сильное влияние
диско, рэгги с одной стороны и панк-рока с другой. Поэтому характерное звучание
панков STRANGLERS, CLASH, SEX PISTOLS достаточно быстро
переросло в постпанк и рок-составляющую «новой волны» начала 1980-х, а
пропитанное карибским влиянием рэгги ска (MADNESS, POLICE) легло в основу поп-составляющей той же
«новой волны».
Собственно «новая волна» -- понятие достаточно
широкое, включающее в себя и тех же POLICE, MADNESS, и JAM, BOOMTOWN RATS… 1980-е годы внесли
не так много в «британское звучание», как заметно пробившийся на рубеже 80-х и
90-х (а истоки были гораздо раньше) брит-поп, достигший совершенства в лице BLUR, OASIS, PULP, SUPERGRASS, TRAVIS… Первые годы нового
Тысячелетия прошли для британской музыки не лучшим образом. Она потеряла
занятые когда-то лидирующие позиции. И больше всего это проявлялось на
стремительном уходе с американского музыкального рынка. Ситуация начала
улучшаться лишь с возвращением «британского звучания»: группы, играющие смесь
брит-попа и пост-панка.
Заметным событием, отмеченным всеми музыкальными
изданиями стало появление группы FRANZ
FERDINAND, которая в
некоторм роде вновь возродила интерес к рок-музыке у британской публики. Успех
и за Океаном. Конечно, FRANZ
FERDINAND далеко не
родоначальники чего-то нового, однако из заметили вовремя. Разумеется, и в США
всегда существовало много групп, близких британцам по духу (в последнее время KILLERS, STROKES, KINGS OF LEON и др.). Сейчас это всё называется indie-rock, post-punk и т.п. Хотя в новой волне инди-рока можно заметить значительное влияние
гаражной музыки середины 1960-х (garage-rock),
именно такую музыку играют самые успешные сейчас группы Британии, гораздо
больше слышно отголосков начала 1980-х. Так, прослушивая хиты ветеранов JAM, сложно сказать, в
каком году это записано: в 1980-м или в 2005-2006-м…
Революционным событием стало попадание на 1-ю
строчку Британского хит-парада синглов в октябре 2005 года ARCTIC MONKEYS “I Bet You Look
Good On The Dance Floor”, получившему сенсационное продолжение в виде
альбома “Whatever People Say That’s What I’m
Not”, который в
начале 2006 дебютировал почти с рекордным тиражом. После востребованными
оказались ещё несколько подобных групп.
Весьма похожие на ARCTIC MONKEYS, только появившиеся немного раньше ORDINARY BOYS больше подвержены влиянию ска, а EDITORS задержались в эпохе THE JAM
(начала 1980-х). Немножко от классического рока к пост-панку
добавили ZUTONS, а KAISER CHIEFS и HARD-FI сами по себе яркие,
хотя и насквозь вторичные. RAZORLIGHT
стали понятнее и мелодичнее, а KOOKS по-детски шумны и наивны. Список можно
продолжать и далее, но факт остаётся фактом: пусть вторичная, но рок-музыка в
том или ином виде жива, а в настоящий момент ещё и моднее поп-музыки и R’n’B.
2005-2006 годы в Британии прошли под знаком
возрождения индии-рока в самых разных проявлениях: от SNOW PATROL до RAZORLIGHT, от KEANE до ARCTIC MONKEYS. Такова печать времени.
Андрей Копий
|