на главную
Разделы портала

*

Статьи  |  "Элегия жизни и смерти" в фильмах А.Н.Сокурова

Элегия жизни и смерти в фильмах А.Н.Сокурова

18 марта в киноцентре "Рекорд" состоялось открытие ретроспективы фильмов Александра Николаевича Сокурова. Нижегородцы и гости города могут видеть один раз в неделю сразу две его работы. Насколько это уникальный и значительный по формату проект, можно судить уже из

биографии…

Александр Николаевич родился в 1951 году, а в июне он будет отмечать своё 55- летие.

Три "столичных" города стали важными точками в его творческом пути:

Нижний Новгород (Горький): здесь Сокуров учился на историческом факультете университета и работал на Горьковском телевидении помощником, а затем и ассистентом режиссера. Уже в 19 лет он начал выпускать первые телепрограммы как режиссер.

Москва: в 1975 году Сокуров поступил на постановочный факультет ВГИКа. По рекомендации А. Тарковского в 1980 году Сокуров был зачислен в штат киностудии "Ленфильм".

Санкт-Петербург - город, который, как мне кажется, питает и вдохновляет режиссёра сегодня, город, где он живёт в последние годы.

Сейчас имя Сокурова известно во всём мире. В 1995 году, по решению Европейской киноакадемии, он> включен в число ста лучших режиссеров кино. Сокуров снял более 50 документальных и художественных фильмов, особенно популярны "Одинокий голос человека", "Петербургская элегия", "Телец", "Русский Ковчег".

Обладатель премий ФИПРЕССИ, имени Тарковского, "Третье тысячелетие", лауреат Государственной премии России собирается в скором времени посетить Нижний Новгород и встретиться со своим зрителем. 

Режиссёр-философ создаёт в своих работах немного пессимистическую картину мира – обращаясь к вечным образам, он говорит о недолговечности человеческого бытия, и это вызывает долгие

размышления об увиденном…

Фильмы Сокурова - это явление не только кинематографическое, но и общехудожественное. Кино словно "проверяется", испытывается не только литературой, но и живописью, и классической музыкальной формой. Благодаря этому, его авторская позиция просматривается через каждый кадр.

Одним из первых увиденных мной фильмов был "Элегия из жизни" (этюды для сна) – это картина, в которой всё понятно без слов, настолько продуман в ней видеоряд. Начало фильма строится на стоп-кадре, мы видим кисть руки и слышим последние вздохи умирающего мужчины. Далее действие строится как череда мгновенных прорывов сознания сквозь всё более неподвластную духу, отмирающую телесную оболочку. Физическое тело уже перестало существовать, но душа "вспоминает" места, окрестности, пейзажи, с которыми была связана жизнь человека. Первая часть картины - это фильм-фотография. В "монтаже аттракционов" чередуются кадры, при сопоставлении которых вырисовывается одна из линий фильма – биографический очерк человека из народа. Следующий пласт составляют вечные образы русской природы, предстающие как в статике - в картинах художников-передвижников, так и динамике летнего дождя, ветра, качающего кроны деревьев. В эту естественную картину мира вторгаются залпы орудий, раздающихся в лесу. Так возникает третья линия – образ войны.

Звуковая дорожка фильма не так разнообразна по сравнению с визуальной. В начале и в конце картины мы слышим голос за кадром – размышления о конечности жизни, непредсказуемой судьбе, о страданиях, которые нужно перетерпеть. Печальное, наполненное безысходностью настроение продолжает "Старинная французская песенка" из детского альбома П.И. Чайковского, она сочетается с кадрами деревенской дороги - вечного пути, поиска чего-то нового, истины. Куда она приведёт, чего ожидать? Пока мы живём, мы к чему-то стремимся, после смерти мы продолжаем этот путь. Где его цель? Может на небесах, "под сенью крыл Иисуса"?

"Русский ковчег" (Эрмитаж) – "искусство об искусстве". Этот фильм, безусловно, восторгает своей грандиозностью: даже непонятно, как удалось организовать и вымуштровать гигантскую массовку, спланировать сложнейшее движение камеры. Секрет съёмки заключается в том, что картина снята одним кадром, "без дублей", "Мотор! Начали!" - оператор включил камеру и работал около полутора часов до слов: "Стоп! Снято!"

Как сказал сам Сокуров в одном из интервью: "Эрмитаж - это единственное место в России, где я на самом деле чувствую себя гражданином России. Здесь вся наша история и весь мир...". Это высказывание автора расшифровывает название фильма. Прообразом был библейский ковчег, построенный Ноем перед вселенским потопом. Эрмитаж – "спасательный круг", русский ковчег, "островок культуры", сближающий разные поколения, все народы мира, оставшийся, несмотря на войны и революции, культурной святыней. Зритель вместе с автором отправляется "вперёд в прошлое". Это путешествие - философское размышление о художественных стилях и направлениях, смене власти и блокаде Ленинграда: "В эту комнату не нужно заходить – здесь одни трупы. Во время второй мировой войны около миллиона жителей города умерло". Здесь мы не увидим картин, лишь пустые рамки и доски…

"Русский ковчег" поражает театральностью. Петербург предстаёт перед нами как сложная образная система. С одной стороны, средоточие светских пышных балов (симфонический оркестр, исполняющий мазурки), с другой - бывшая резиденция царей и цариц, превратившаяся в Петроград - символ распада и смерти, и, наконец, столица новой художественной реальности, пропитанная мистическим колоритом. Любимая эстетическая идея Петра – соединить дворец и сад с ближайшими водными пространствами – у Сокурова находит своё воплощение в тихом финале фильма, в последней реплике автора: "И плыть нам вечно, и жить нам вечно". А мы живём, пока есть вера в невероятное, пока мы стремимся постичь непостижимое…

В сущности, все, что происходит в фильмах, - конфликтное взаимодействие трех начал: политического мифа, личности в искусстве и природной стихии.

В российском кинематографе сейчас очень мало фильмов достойных, которые воспитывают, заставляют думать, двигаться дальше. Сокуров - один из могикан. Если вы любите настоящее искусство, хотите размышлять, искать смыслы - смотрите Сокурова! Пока есть время -

пойдём в кино!

Надежда Крюкова

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт