на главную
Разделы портала

*

Статьи  |  Музыка без границ

Музыка без границ

Целую неделю (с 14 по 21 марта) Нижегородская консерватория принимала гостей Международного фестиваля "Шостаковичу посвящается…", приуроченного к 100-летию со дня рождения композитора. 19 марта состоялся концерт камерной музыки, где исполнялись Квартет №2 (ор.68) и Фортепианный квинтет (ор.57).

Идею создания этих произведений Шостаковичу подали музыканты Квартета имени Бетховена. Они же стали первыми исполнителями практически всех его камерных сочинений.

Фортепианный квинтет g-moll появился еще перед началом войны. 23 ноября 1940 года он был впервые исполнен "бетховенцами" и самим композитором в Малом зале Московской консерватории. Это стало одним из триумфов Шостаковича, хотя достаточно критическим был отзыв Прокофьева: "… если бы Шостаковичу было шестьдесят лет, то для человека, умудренного годами, эта привычка взвешивать каждую ноту была бы, может быть, замечательным достоинством; но сейчас она грозит перейти в недостаток. Поэтому мне жаль, что в квинтете недостает устремлений и порывов, хотя в целом я считаю его замечательным произведением".

Второй квартет A-dur посвящен Виссариону Шебалину – композитору и другу Шостаковича. В сентябре 1944 года Дмитрий Дмитриевич писал Шебалину: "Дорогой Роня. На днях я вспомнил, что прошло ровно 20 лет, как мы с тобой знакомы. Сегодня закончил 2-ю часть квартета, который уже здесь начал сочинять. Начал без перерыва 3-ю часть (предпоследнюю). Квартет хочу посвятить тебе в ознаменование вышеупомянутого юбилея. "Дареному коню в зубы не смотрят", но мне хотелось бы угодить тебе этим opus’-ом".

Почитателей камерной музыки, желающих услышать именно эти произведения, в этот фестивальный вечер оказалось на редкость много. Привлекала программа и состав исполнителей: София Пропищан (скрипка, Нижний Новгород), Наталья Сорокина (скрипка, Нижний Новгород), Даниил Гришин (альт, Нижний Новгород), Андреас Пецльбергер (виолончель, Линц, Австрия) и Леонид Блок (фортепиано, Москва).

В Квинтете и Квартете Шостакович в современном духе продолжает традиции И.С.Баха. Это полифония баховского типа и инструментальный речитатив, мастерами которого были Бах и Танеев. Исполнение музыкантами Речитатива и Романса из Квартета было настолько проникновенным и искусным, что могло показаться, будто это вокальный фрагмент из оперы или оратории. Скрипка Софии Пропищан звучала, как человеческий голос: она то страдала, то молила о чем-то. Ей вторили альт и виолончель…

Но модальность и широта мелодических линий роднят это сочинение и с русской классикой. Например, Вальс из Квартета полон задушевности и романтической мечтательности. Эти черты близки многим вальсам Чайковского и Глинки.

Но и здесь, в этих opus’ах, мы узнаем индивидуальный почерк композитора, характерный для его камерных сочинений. Ясность фактуры, отказ от лишних деталей, строгость письма, которую порой принимали за проявление сухости. Однако Шостакович мастерски, буквально двумя-тремя штрихами, мог создать выпуклые и впечатляющие образы.

Существует мнение, что для того, чтобы до конца прочувствовать весь трагизм музыки Шостаковича, нужно быть русским и жить в России. Но австрийский профессор-виолончелист А. Пецльбергер своим эмоциональным, даже экспрессивным исполнением опроверг эти суждения. Для музыки, посредством которой общались между собой и с публикой исполнители, казалось, не существовало границ…

Ксения Кузуб

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт