на главную
Разделы портала

*

Статьи  |  Шедевры нашего времени

Шедевры нашего времени

"Шедевры армянской музыки" – не правда ли, само название заставляет обратить на себя внимание? 27 октября в филармонии исполнялись произведения классиков армянской музыки.

Концепция концерта была идеально продумана дирижёром. Нам были представлены как бы две стороны армянской культуры: серьёзная драматическая музыка и армянский джаз. Эдвард Мирзоян – профессор Ереванской консерватории, член союза композиторов Армении, известный как наследник богатейших классических традиций. Именно ему и было посвящено первое отделение концерта. Прозвучали его произведения: Поэма-эпитафия памяти А. Хачатуряна, лирическая картина "Шушаник" и одно из самых известных сочинений - симфония для струнного оркестра с литаврами. "Симфония-реквием", как назвал её дирижёр Павел Гервтейн, произвела особое впечатление.

Было очень приятно наблюдать за оркестрантами: настолько все музыканты погрузились в исполняемую музыку. Безусловно, в этом, прежде всего, - заслуга дирижёра, который сам признался: "Я влюблён в эту программу!" - и смог увлечь этим чувством каждого – и исполнителя, и слушателя.

Творческое наследие Эдвада Мирзояна весьма скромное (в количественном смысле), и именно поэтому каждое сочинение имеет особый вес: композитор считал, что не количество переходит в качество, а качество музыки переходит в количество слушателей (в тот вечер, увы, мы были вынуждены убедиться в обратном).

Во втором отделении звучала музыка Степана Шакаряна. Первое исполненное произведение было посвящено памяти Комитаса: 23 октября исполнилось 70 лет со дня смерти композитора. Удивительно, что ровно 70 лет назад и именно 23 октября родился Степан Григорьевич. Символичное совпадение, не правда ли?

Трудно выразить словами то чувство, которое возникает, когда слушаешь музыку С. Шакаряна. Она буквально "пропитана" теплом, солнечными лучами, ритмом жизни. Те, кто присутствовал на встрече с композитором, наверное, согласятся со мной в том, что это - уникальная для нашего времени личность. Создаётся ощущение, что внутри него постоянно звучит музыка, и, скорее всего, это – джаз. Как сказал сам композитор: "Музыка должна идти от сердца к сердцу". Степан Григорьевич сам исполнял некоторые свои сочинения. Завораживающе прозвучал, например, французский ретро-квинтет в оркестровой версии. В музыке этого произведения композитор настолько искусно передаёт особенности французского "мира", что каждый слушатель – словно оказывается там, в Париже. Мы слышим голос Эдит Пиаф; поём вместе с Ивом Монтано "Парижские бульвары"; ну и, конечно, посещаем ночью канкан Фоли-берже. "24 часа во Франции" прошли на одном дыхании! Уходя из концертного зала, уже никто не сомневался в том, что прозвучавшая музыка - интересна, необычна, динамична и действительно достойна определения "шедевр".

Единственное, что контрастировало с впечатлением от концерта, - это почти пустой зрительный зал. Не более сорока человек в тот вечер смогли найти время для того, чтобы познакомиться с новой, для Нижнего Новгорода, музыкой, потому, что все произведения прозвучали здесь впервые. Обидно? Не то слово! Количество исполнителей едва ли не превышало количества слушателей. Просто поразительно, насколько неблагодарно мы относимся к подобным событиям нашего города и как редко останавливаемся перед афишей! Весьма печально смотреть на то, как со временем, изо дня в день, красных кресел в зале филармонии становится всё больше и больше.

Неужели получается так, что мы ходим на концерты, слушаем музыку, активно высказываем свое положительное или отрицательное мнение, но, к сожалению, только в том случае, если исполнитель нам хорошо известен или звучит классика, которая давно нам знакома? Нельзя сказать, что это общая тенденция, нет. Вполне возможно, это просто случайность. Но если подобная "случайность" произошла не где-нибудь, а в городе, который считается одним из музыкальных центров России, то, по-моему, есть над чем задуматься...

Мария Макарова

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт