Молодёжная стрелка
Animal Джаz, 15-11-08, Юпитер::ФотоКрематорий, 17-11-2008, Театр Кукол::ФотоФото::Noize MC, 21-09-08, МатрицаLuk - Sex,  24-02-2008, Rocco::Фото
Молодёжная стрелка

*

Молодёжная стрелка

Статьи  |  Светлана Сурганова: Эмоциональный контакт с Нижним

Нижний Новгород, "Матрица", 28 ноября.
Группа «Сурганова и оркестр»

Группа «Сурганова и оркестр», выступавшая в Нижнем 28 ноября в клубе «Матрица», явила собой неповторимый синтез качественного музыкального звучания, откровенной и неподдельно искренней подачи песен и мощной энергетики, идущей со сцены в зал, который не только благодарно принимал этот позитивный заряд, но и радостно отдавал взамен свой.

Энергетический обмен между исполнителем и зрительным залом – это то, к чему стремится каждый уважающий себя и достойный уважения слушателей артист. Светлана Сурганова – одна из немногих, кому в полной мере удалось осуществить взаимный обмен положительными (именно положительными, несмотря на трагичность многих песен) энергиями между собой (сценой) и народом (залом).

Эмоциональный контакт возник с первой же песни: «В небе полном звезд – имя твое» своей эмоциональной глубиной и проникновенными стихами сразу настроила слушателей на величественно-трагический лад. Этот трогательный настрой сохранялся в течение первых четырех песен, которые слушали, затаив дыхание. Затем Света, живая и артистичная, прекрасно управляющая собой (да и всем залом…), решила немного нарушить созданную ей филармоническую торжественность. Она объявляет следующую песню, лукаво переставляя ударение на последний слог в слове дыхание: «Ты – мое дыханье», чем вызывает взрыв хохота в зале. Светлана, совершено непосредственно общаясь со зрителями, пользуясь случаем, так сказать, представляет саксофониста: «Лев Орлов, он у нас недавно в коллективе». Однако светлая печаль самих песен вновь настраивает слушателей на лирически-возвышенный тон. Поднимаются руки с зажженными зажигалками под «Не тобой болеет сердце», а пронзительность саксофона щемит сердце. Света, как опытный кукольник, держала в своих руках те главные ниточки, которые ведут непосредственно к сердцам зрителей и, надо признать, отлично ими управляла. «Неужели не я» на стихи Бродского с великолепным гитарным взрывом – и зрительный зал уже полностью под обаянием оригинального действа, которое творят на сцене Сурганова и ее оркестр.

* * *

Оригинальности «Сургановой и оркестру», действительно, не занимать. Кроме традиционных ритм-, соло-, бас-гитар и барабанов, в «оркестре» есть клавиши, аккордеон (!) и различные виды перкуссии – кинги, бонги, и даже кахон - перуанский по происхождению ударный инструмент, по форме напоминающий усеченный пирамидообразный ящик с открытым дном и прикрепленной к нему крышкой, по которой и надо стучать. Творчество «Сургановой и оркестра» - это по-хорошему эклектичная смесь различных стилей, среди которых присутствуют, к примеру, элементы джаза и трип-хопа, оригинально также и сочетание глубокой поэзии, интеллигентной и искренней до боли подачи и очень качественной музыки в оригинальных аранжировках.

Такое оригинальное сочетание (включая сочетание различных стилей) представляет собой песня «Предчувствие смерти», первые же аккорды которой вызвали бурю оваций и лес поднятых рук в зале, а своеобразное использование перкуссионных инструментов заставило всех присутствующих почувствовать себя немного латиноамериканцами. Светина самоирония, как выяснилось, тоже очень оригинальна, она постоянно смешила зал репликами типа: «Песня с оптимистичным названием «Предчувствие смерти»!» или «Блок песен «Возлюбленная Шопена» выйдет в мае 2005 года в 13.30». Во время представления романса «Только вами и живу» Света говорит: «Эта песня названа по последней строчке. Маленький тест на внимательность: кто дослушает песню до конца, получит приз – следующую песню». Надо ли говорить, что тонкое чувство юмора, демонстрированное Светланой, было встречено зрителями на ура, и оно как нельзя лучше способствовало сокращению расстояния между залом и сценой.

Затем Света благодарит зрителей за поддержку ее новых песен (из будущего блока «Возлюбленная Шопена») и представляет следующую композицию «Корабли»: «Эта песня принадлежит моему другу Луценко, он приехал ко мне на кухню из Белоруссии (ну да прямо на кухню из Белоруссии…), а потом смылся, а смысл песни остался». Услышав до боли знакомое, народ уже не сдерживает своих эмоций, все поют хором: «Война за любовь…», а некоторые танцуют на плечах своих сильных друзей. Эмоциональный контакт набирает силу, тем более, что и Света «не церемонится» с залом: «Мои музыканты подсказывают, что надо выпить, а мне взять цветы». Дальше начинается что-то невообразимое, зал заряжен до предела, зрительские эмоции ищут выхода, что и выражается в виде визга, аплодисментов, танцев, песен хором и даже страстных поцелуев…

Я думаю, надо отдать должное не только остроте чувства юмора Светланы Сургановой, глубине ее стихов, но и той смелости и потрясающей откровенности, с которой она преподносит нам свои песни, ничуть не стесняясь своей неприкрытости, а, наоборот, еще и иронизируя над тем, что когда-то (а может и сейчас?) было для нее столь дорого. «Наша программа была бы неполноценной, - говорит Света, - если бы мы не спели композицию, посвященную всем самолетам, улетающим в Магадан…» Вы чувствуете, сколько тончайшей иронии и пренебрежения к своему прошлому скрыто в этих словах? Ведь «Солнце погасло» посвящена совсем не самолетам… Но могу сказать точно – восхищение этой женщиной все более и более возрастает. А что творится с залом! Однако не будем забывать, что все нити в руках главного кукольника - Светланы, и она объявляет «общеотрезвляющую» (как она сама выразилась) композицию под названием «Друг для друга», решив перенаправить энергию своих поклонников из русла тоскливо-ностальгического в русло разудало-певческое. Вот народ уже разучивает слова песни, как оказалось, они на удивление просты: «Лай-лай-лай…» Сама же Света лихо присвистывает, и всех так и тянет пойти плясать по-молодецки вприсядку: «Эх!»

Затем Света прихлебывает из фляжки и сообщает, что сейчас прозвучит песня, написанная где-то в прошлом тысячелетии… Раздаются звуки, неожиданно напоминающие послевоенный романс, это «Мне с тобой не ходить». Здесь вибрации голоса Сургановой заставляют вспомнить самого Луи Амрстронга (да-да, оказывается, она и на такое способна). Ну, а так как время концертного действа уже близится к концу, пришло время похулиганить, - сообщает Света. «То, что мы сделали со следующей композицией, вообще песней назвать сложно, скорее это эксцентрическая выходка, и называется все это «Февральский ветер». И вдруг: «Как бы эти стихи прозвучали в исполнении Беллы Ахмадулиной?» - спрашивает Света и… пожалуйте, Белла Ахмадулина собственной персоной рассказывает стихи. Мы, конечно, знали, что артистизма Сургановой не занимать, но такое! Клавишник взял аккордеон, и вдруг пошла такая цыганщина! После латиноамериканских напевов, послевоенных романсов, Луи Армстронга это было… нет, не слишком, это было - супер!, но и это было еще не все. Потом было: «Я не знаю, как изменится твое лицо, когда ты повернешься ко мне спиной…» И уже одни эти слова сделали свое дело, ну что, господа – ажиотаж в зале!

Ну а напоследок звучит «самая улетная, самая небесная, самая светлая» Светина песня, конечно, «Птицы». Эмоциональный накал вернулся из зала на сцену: бас-гитарист снял гитару и пошел прыгать вместе с вокалисткой, в конце же пошла в ход перкуссия, а клавишник, забросив и свои клавиши, и аккордеон, настукивал в тот самый кахон… Что ж, друзья мои, последняя песня, которую мы все так ждали, это «Мураками»! Что еще тут говорить – пели, конечно, хором, танцевали тоже… хором. Под последние аккорды Светлана представляет свой «оркестр», «оркестр» кланяется и, вы не поверите, уходит со сцены! Что прикажете делать взбудораженному народу? Конечно! Кричать. И… она сжалилась, вышла, спела цветаевское: «Мне нравится, что вы больны не мной…» Спасибо, Света, это лучший подарок. Но… пора и честь знать. Свет потух, музыканты вновь раскланялись. Однако не так легко успокоить заряженную мощной энергетикой толпу людей: «Света! Света! Браво! Браво! Бис! Думали, ведь просто так кричим, не докричимся… Вдруг… выходит Света и Валерий Тхай. Теперь-то мы понимаем, что песня на стихи Беранже была специально припасена на самый конец и могла исполняться только на бис. Но даже и это не было последней неожиданностью. А последней… Музыканты пали на колени и стали раскланиваться в такт музыке – этакое ритуальное действо, ну сущие шаманы, только костра не хватало. Я думаю, этого никто не ожидал, и это, видит бог, было потрясающе! Затем Света выпустила, наконец, из своих чудесных рук все принадлежавшие ей нити, и мы оказались свободны (а нам бы еще чуть-чуть этой великолепной несвободы…). И когда она в конце шутливо заметила: «И только попробуйте еще раз позвать» - никто уже даже не пытался этого сделать, и так слишком много счастья для одного дня. Просто: Большое Человеческое Спасибо, Света!

Ольшанская Оксана

Вход


Молодёжная стрелка
Молодёжная стрелкаГлавная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайтеe-mail
Молодёжная стрелка© 2003-2006 Молодёжная стрелка