на главную
Разделы портала

*

Статьи  |  Норвежские нестандарты

Норвежские нестандарты

         Какие ассоциации вызывает у вас слово «нестандарты»? Наверное, нечто оригинальное, неповторимое. Именно таким оказался концерт, прошедший 7 октября 2010 года в рамках 11 Международного фестиваля искусств имени А. Сахарова. На сцене Нижегородской государственной академической филармонии имени М. Ростроповича выступило трио «Stolen from Norway» в составе Михаила Альперина (Норвегия), Вегара Вордала (Норвегия) и Аркадия Шилклопера (Россия-Германия), уже известного публике своими «Джазовыми нестандартами» - абонементом, который музыкант подготовил специально для Нижегородской филармонии. В этот вечер исполнители познакомили нижегородцев с богатейшей культурой Норвегии.

          Концерт можно смело назвать «чередой нестандартов» - настолько неординарным и потому увлекательным было происходящее на сцене. Хотя, почему концерт? Участники трио устроили настоящее действо с использованием музыки, света, слова и движения. Программа состояла из композиций М. Альперина, созданных под влиянием норвежского фольклора. В основе любого народного напева или наигрыша, как известно, лежит импровизация. Не стали исключением и скандинавские мелодии, звучавшие в этот вечер. Исполнители продемонстрировали блестящее владение искусством импровизации: фортепиано и мелодика – М. Альперин, скрипка – В. Вордал, валторна и флюгельгорн – А. Шилклопер. Каждая композиция, будь то лирическое размышление или энергичная плясовая, строилась по единому принципу: вначале продолжительное соло одного из инструментов, затем органичное «включение» второго, чуть позже – третьего. От робкого пиано динамика вырастала до сочного фортиссимо, то слабеющего, то расцветающего с новой силой. При этом музыканты вели себя настолько непосредственно, что у слушателей возникало ощущение, будто никто из них даже не думал заучивать свою партию наизусть, а все рождается сию секунду: Вордал задумчиво наигрывает на скрипке, Шилклопер вдохновляется мелодией и решает раскрасить ее подголосками, а Альперин незаметно добавляет гармоническую основу. Этот характер спонтанности придавал выступлению трио особое очарование.

         Вообще надо отметить необыкновенную атмосферу вечера. Перед глазами возникали картины и образы, навеянные музыкой: суровые горные вершины, небо цвета холодной стали, бледно-голубые воды пустынного фьорда, суровые викинги и, конечно, загадочные скальды – скандинавские певцы-сказители, чарующие округу своими звуками. Созданию истинно норвежского колорита способствовала каждая деталь, начиная длинным сюртуком Вордала, делающим его похожим на деревенского скрипача, и заканчивая удивительным световым решением. Только представьте: сквозь полумрак сцены пробивается сияние синих прожекторов. Оно не согревает, наоборот, вносит ощущение стужи, но тайна, сквозящая в нем, сохраняется от первого до последнего номера программы. В руках длинноволосого Вордала национальная норвежская скрипка. От  обычной скрипки она отличается тем, что в ней восемь струн, расположенных в два ряда. Витиеватые мелодии, объединяющиеся в орнамент, чередуются с суховатыми пунктирами пиццикато. Ноги же находятся во власти виртуозного танца. Музыкант ведет себя невероятно гармонично: прихотливые ритмы скандинавских наигрышей переплетаются с притопами, подскоками и вращениями. Что это? Ритуальные пляски, неведомый древний обряд или, быть может, взывание к предкам? По силе воздействия на публику Вордала невольно хочется сравнить с шаманом – настолько завораживает то, что скрипач творит на сцене.

         Но вдруг из-за кулис появляется Шилклопер. Мягкие тембры его духовых инструментов ласкают и манят. Протяжные темы подобны вольному ветру, кружащему над лугами. Помимо академических приемов игры музыкант использует технику подражания звукам природы: вот эхо стонет далеко в горах, вот безжизненный лист дрожит на ветру, а вот кричит одинокая птица, пролетающая над застывшими снегами. В каждом мотиве слышится красота норвежских пейзажей – грустных, безмолвных, притягивающих своим аскетизмом.  

         Наконец, вступает Альперин. Рояль под его руками превращается в кладовую неиссякаемых импровизаций и красочных гармоний. Преобладание минора с шестой повышенной ступенью, яркое сопоставление аккордов точно передают характер народных скандинавских мотивов. Музыкант мастерски сочетает джазовую манеру импровизации с подлинно фольклорной мелодикой. Во время игры пианист активно двигается, словно желая слиться с музыкой, подчинив тело ее неистовому потоку. Ноги изображают фантастический танец, а сам исполнитель выкрикивает диковинные фразы из нескольких слогов и неистово скандирует. Быть может, это возгласы  гигантских троллей, марширующих по лесу?..

         Свежо, самобытно, нестандартно. Выступление трио «Stolen from Norway» действительно трудно назвать концертом, ведь в основе программы лежал поистине театральный принцип, а именно принцип синтеза искусств. Когда музыканты демонстрируют не только виртуозное владение инструментами, прекрасное чувство ансамбля, но и превосходную координацию, когда музыка, голос и танец сплетаются воедино, не остается сомнений – перед вами настоящий театр! Подобный выход за пределы традиционной концертной формы стал настоящим открытием. Надеемся, что нижегородцы еще встретятся с этим уникальным коллективом.                                

                

Мария Евсеева                       

                                        

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт