на главную
Разделы портала

*

Статьи  |  Днепра царица на волжских берегах

Днепра царица на волжских берегах

Репертуар Нижегородского театра оперы и балета пополнился ещё одним шедевром русской вокальной классики на сюжет А.С. Пушкина. Премьера оперы А.С. Даргомыжского «Русалка» состоялась в начале театрального сезона 2009-2010 г.г.  и была приурочена к 210-летнему юбилею великого русского поэта. Это уже пятое воплощение пушкинской драмы в Нижнем Новгороде. Автор новой сценической версии - В.Г. Милков, хорошо знаком нашей публике по своим предыдущим постановкам – «Пиковая дама» и «Мадам Баттерфляй».

«Русалка» считается первой русской оперой, в основу которой положена психологически острая бытовая трагедия. Не просто складывалась судьба этого произведения. Композитор создавал его на протяжении долгих 16 лет. Стараясь отойти от канонов «большой французской оперы», царствовавшей в то время на российской сцене и претворяя в жизнь свой главный принцип - « хочу, чтобы звук напрямую выражал слово», Даргомыжский искал такие средства музыкальной выразительности, которые отражали бы его представление о новом, демократическом направлении в оперном театре.

Испытывая сильное влияние «глинкинских стереотипов народной оперы», утверждавшего, что «музыку пишет народ», он не смог избежать традиционных приёмов, присущих европейскому стилю вокального письма. Речитативы, арии и ансамбли, раскрывающие образы основных действующих лиц, щедро инкрустированы сложными техническими пассажами. Большие хоровые сцены в народном стиле сильно «затягивают» сквозное развитие действия. Современники, не отказывая Даргомыжскому в таланте, сурово называли его «дилетантом, который затеял реформу оперы (решил приблизить ее музыкальный язык к разговорным интонациям), не изучив толком ни тех традиций, которые он собрался пересмотреть, ни находок своих коллег-композиторов, преуспевших на том же реформаторском поприще».

Премьера оперы, состоявшаяся в 1856 году в Петербурге, была холодно встречена зрителями и закончилась провалом. Это признавал и сам композитор. В своей первой постановке она выдержала 11 спектаклей и была снята с репертуара. Не спасло положение даже то, что  партию Мельника исполнял знаменитый  бас – О.Петров. Образ Мельника – наиболее ярок и наделен выразительными музыкальными характеристиками. Не случайно это была любимейшая роль великого Ф. Шаляпина. В разные годы его партнёрами были Л.Собинов (Князь) и Ф. Литвин (Наташа). Выдающиеся русские певцы блистали в этих партиях, но всё же, ни одной сценической версии «Русалки» за всю историю её существования не суждено было стать сенсацией.

В 2000 году молодым режиссером М. Кисляровым, учеником Б. Покровского, была сделана ещё одна попытка привлечь внимание публики к драме Пушкина на сцене Большого театра. Стараясь следовать лучшим традициям русской  школы, авторы постановки не смогли уйти от оперных штампов «с неизменной позолотой декораций и танцами «a la rus» («Независимая газета» , 29 июня 2000 г.)  Получилось «неровно и местами нелепо». («Коммерсант», 29 июня 2000 г.)  В прессе довольно жестко была раскритикована и режиссура спектакля, и его сценография. В работе театральных художников братьев В. и Р. Вольских  «главная деталь лаконичных декораций без березок и теремов - золотой, серебряный и черный круги, и выглядят они не иначе, как ответом братьев Казимиру Малевичу» («Новые известия», 29 июня 2000).

Практически такое же обрамление сцены «мятыми золотистыми кулисами» и дефиле  артистов в «блеклых псевдорусских костюмах» увидели зрители на премьере «Русалки», которая состоялась в этом сезоне. Эскизы костюмов и декораций из неудачной постановки Большого театра были предложены художниками В. и М. Вольскими для нижегородской версии почти без изменений.

 «Проблема взаимоотношения личности с совестью» лежит в основе  пушкинской трагедии. Несмотря на то, что  в условиях практически полного повторения сценического оформления московской постановки довольно трудно придумать что-либо новое, В. Милков, в который раз удивил зрителей неординарным подходом к трактовке сюжета.  Образы главных героев в его интерпретации предстают перед нами в несколько «осовремененном» виде.  Так, Князь (П. Полянинов) на протяжении всего действия ведёт себя предельно деловито, а иногда развязно (особенно в сцене свадьбы), что лишает его образ даже намеков на аристократизм. Что уж тут говорить о муках совести!

 Наташа (Н. Маслова) с самого начала довольно беспорядочно и возбуждённо мечется по сцене и чересчур хлестко бросает страшные обвинения в лицо старика-отца. Трансформация образа от кроткой и любящей  крестьянской девушки, готовой идти за возлюбленным на край света, до жестокой властительницы днепровских вод сводится в такой трактовке к минимуму.   

 Самым ярким, пожалуй,  получился образ Мельника в исполнении М. Наумова. Певец, обладая красивым голосом и мягким тембром, наделён очевидными актёрскими способностями. Особенно трогателен он в сцене объяснения Мельника-Ворона с Князем. Необыкновенно хороша Княгиня (Т. Гарькушова).  Страдания молодой,  любящей женщины вызывают у публики искреннее сочувствие. Хочется отметить заметный профессиональный рост исполнительницы.

Финал спектакля способен повергнуть искушённого зрителя в некоторое изумление. По оригинальной трактовке сюжета действие оперы заканчивается гибелью Князя, настигнутого местью Наташи, ставшей холодной и безжалостной властительницей днепровских вод.   Довольно странно видеть красивую картинку семейной идиллии на фоне  ярко освещённого сценического задника вместо воплощенного торжества отомстившей добродетели.

Для дирижёра-постановщика спектакля С. Вантеева встреча с «Русалкой» Даргомыжского уже не первая. Сравнивая две постановки – нынешнюю и предыдущую (1984 г.), он отмечает, что для него, как для художника интересна более современная трактовка образов, которая  побуждает находить новые музыкальные краски.  Справедливость критического отзыва требует отметить, что звучание оркестра на премьере заслуживало самых высоких оценок!     

Опера «Русалка» - явление в  русской музыке неоднозначное.  Постановка Нижегородского театра оперы и балета им. А. С. Пушкина стала ещё одним подтверждением этого факта. Спорность прочтения образов и символизма сценических решений очевидна.  Во всяком случае, для истинного меломана, имеющего собственное мнение -  эта премьера, несомненно, событие, которое нельзя пропустить.

                                                                             Студентка кафедры

                                                                 прикладного музыковедения     

                                                                               Татьяна Майорова

  

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт