на главную
Разделы портала

*

Статьи  |  В.Н.СЫРОВ: «Мой девиз - открывать в музыке новое»

«Я смысл этой жизни вижу в том,

Чтоб не жалея ни души, ни тела,

Идти вперед, любить и делать дело,

Себя не оставляя на потом.

Движенья постигая красоту,

Окольного пути не выбирая,

Наметив в самый край, пройти по краю,

Переступив заветную черту».

(«Машина Времени»)

Практически каждый год в консерватории обозначен юбилеями. В 2007-08 учебном году их особенно много. Наши уважаемые юбиляры давно заслужили признание, реализовали себя в профессии и творчестве, нашли свой путь в жизни. Один из них – профессор В.Н.Сыров.

Сфера профессиональных интересов этого уникального музыканта очень широка, и будет справедливо, если Валерий Николаевич сам об этом вначале расскажет.

«Убежден в принципиальной ценности всех без исключения видов музыки, а также в том, что талант в музыке не знает жанровых барьеров и границ. О чем и размышляю в работах "Жизнь музыкального шедевра в изменяющемся мире", "Шлягер и шедевр", а также на страницах [сетевого – А.Ш.] Дневника. Любимое занятие - музицирование (фортепьяно, гитара, баян, блок-флейта). Люблю разную музыку, от Баха до "King Crimson", от ирландцев до японских гагаку. Любимые джазовые музыканты - Чарли Паркер, Телониус Монк, Чик Кория».

Сыров Валерий Николаевич родился 15 августа 1947 года в г. Чапаевске Куйбышевской области.

Доктор искусствоведения, профессор Нижегородской государственной консерватории им. М.И.Глинки, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Председатель Диссертационного совета при Нижегородской консерватории. В консерватории создал Лабораторию социокультурных исследований (ЛАСИ), цель которой - объединить молодых музыковедов и композиторов, интересующихся проблемами музыкального социума…

За счет какой-то особой внутренней энергетики этот человек выглядит гораздо моложе своих лет. Его цепкий, глубокий взгляд кажется вначале строгим, но при ближайшем знакомстве становится теплым. Вдумчивая речь, мягкий тембр, уверенная и чрезвычайно легкая походка…

Что можно сказать о человеке, который многого добился в своей жизни? Все у него слаженно, на все хватает сил и времени. Кроме того, мало у кого встретишь настолько разносторонние вкусы, совмещающие на первый взгляд несовместимое: классику и джаз, рок и современную музыку во всех ее проявлениях. Музыкой не ограничивается круг интересов Валерия Николаевича: одно из самых ярких его увлечений - это фотография.

«Музыка - это зеркало, в которое мы смотримся. В момент восприятия музыка больше говорит о нас, нежели о себе. То, что мы слышим в ней - это всего лишь мы сами, наш слуховой опыт, наши воспоминания. Мы подстраиваем эту объективную музыкальную реальность под наши индивидуальные эмоции, чувства и мысли. Отсюда - бесконечность и неисчерпаемость музыки (речь, конечно же, идет о настоящей музыке). Пока люди будут отличаться друг от друга, то и музыка у каждого будет разной». [запись из сетевого Дневника]

В.М.Цендровский, в классе которого В.Н.Сыров окончил Нижегородскую консерваторию по специальности "музыковедение", рассказывает:

«Он начинал учиться как баянист, причем хороший баянист. Я вел у народников курс гармонии. Он тогда обратил на себя внимание своими работами по гармонии - работами повышенного качества. Вообще народники народ серьезный, интересующийся, но, тем не менее, и на их фоне он выделялся.

Но и дальше он не совсем порвал с инструментом: помню он играл какую-то сложную экзаменационную программу, уже будучи музыковедом, искал хороший баян для концертного исполнения.

Переход на другую кафедру сложился очень органично, потому что он интересовался музыковедением по-настоящему.

С ним работать было легко, потому что он очень самостоятельный. Минимум работы: он сам выбирал темы, сам подбирал литературу, определял круг проблем.

У него с самого начала был интерес к современной музыке, но не к авангарду. Валерий Николаевич сразу заинтересовался музыкой Тищенко. Он тогда, будучи еще студентом, уловил в музыке Тищенко будущую силу, которая будет определять музыкальную «витрину» того времени».

«Сколько усилий нужно затратить, чтобы убедить человека, что у Баха больше новаций, чем у всех современных авангардистов вместе взятых. И наоборот, прямое наследование прошлого у Лютославского, Шнитке, Тищенко... То есть, композиторов, принадлежащих больше к прошлому, через прошлое резонирующих с настоящим и будущим. Музыка в своей сути едина. Меняются стили, школы, композиторские техники, а главное остается и проходит через века» [запись из сетевого Дневника].

Впоследствии в 1982 году Валерий Николаевич блестяще защитил кандидатскую диссертацию «Симфоническая музыка Б.Тищенко» и еще не раз публиковал статьи об этом композиторе, встречался с ним. Но уже докторская диссертация "Стилевые метаморфозы рока или путь к "третьей" музыке", защищенная в 1998 году открывает для музыковедения совершенно новую сферу современ­ной музыки. Изданная монография, посвященная учителю – В.М.Цендровскому, стала первым в нашей стране теоретическим исследованием арт-рока в контексте современной культуры. Далее, он разработал авторский курс лекций "Массовая музыкальная культура", где большое внимание уделяется блюзу, джазу, року и другим жанрам массовой музыки.

Профессора В.Н.Сырова знают в консерватории как уверенного в себе и в своих знаниях специалиста, открытого всему новому. И при этом - он мягкий, интеллигентный человек с деликатным чувством юмора.

В.М.Цендровский: «Еще со времен студенчества Валерий Николаевич был человеком в любой ситуации владеющим материалом и владеющим самим собой. И хотя было много трудностей, его профессиональная дорога идет ровно».

Д.Р.Лившиц, выпускник класса В.Сырова 1999 года:

«Одно из его счастливых человеческих качеств – бережное отношение к ученикам. Он умеет направить твою энергию в продук-тивное русло. Если учит – то очень деликатно. И в трудную минуту всегда находит слова поддержки. Лично мне общение с Валерием Николаевичем подарило незабываемые минуты научных открытий, творческого полета, драйва!».

«Сегодня думаю о своей работе, о занятиях с учениками. Несмотря на какие-то сложные моменты, они приносят колоссальное творческое удовлетворение. Мой девиз - "открывать в музыке новое". В музыке удивительное рядом с нами и проявляется на каждом шагу…». [запись из сетевого Дневника]

Ирина Корнилова, студентка II курса:

«На уроках гармонии у В.Н.Сырова я научилась импровизировать, значение гар-монии изменилось для меня. Я стала более раскованно чувствовать себя за фортепиано, и не только на уроках гармонии. Очень нравится еще один предмет Валерия Николаевича – «Массовая музыкальная куль-тура». Для доклада по «ММК» я взяла тему «Джаз в творчестве И.Богушевской»; Валерий Николаевич дал возможность об этом написать, не ограничивал в рамках».

Мой педагог в училище Акинфиева Наталья Сергеевна, когда-то училась вместе с Валерием Николаевичем и всегда очень тепло вспоминает о нем».

Надежда Белова, студентка IV курса:

«На уроках специальности творческое общение с Валерием Николаевичем стимулирует собственные поиски. Он очень помогает – предоставляет слушать записи из своей фонотеки, дает читать книги. Как человек он очень интеллигентный, тактичный, обращается к ученикам всегда очень уважительно. В консерватории действует его Лаборатория: я сама там еще не выступала, но была на нескольких заседаниях - очень интересно. Он пытается увлечь студентов не только своим предметом, а вообще помогает шире взглянуть на музыку, на искусство. Очень рада, что учусь у него!»

В консерватории Валерий Николаевич ведет спецкурс гармонии на кафедре теории музыки. Его класс по специальности окончили более 40 дипломников. Многие из них сегодня - педагоги вузов, музыкальных училищ и школ, музыкальные журналисты, лекторы и деятели искусства.

Кроме этого, преподает также в Нижегородском музыкальном колледже им. М.А.Балакирева, где ведет "Историю стилей" и "Импровизацию в стилях".

В.М.Цендровский: «Он прошел через все стадии, через которые проходит начинающий педагог. Вел сначала общие курсы, исполнительские, и это ему было не трудно, т.к. он сам был ис­полнителем, а потом стал заниматься с музыковедами. Его ценят все. Дело в том, что у него наряду с чисто музыкальными данными и самостоятельностью, есть такое качество как духовная интеллигентность, врожденная интеллигентность.

В целом, о нем можно сказать, что он как человек – оптимальный вариант музыканта, ученого, педагога».

Кроме того, большое значение имеет джазовая и рок-деятельность Валерия Николаевича в нашем городе: он возглавляет жюри джазовых и рок-фестивалей, является членом Российской Ассоциации джазовых журналистов.

Движение – залог молодости духа… Движение по ступенькам профессии. Движение длинных пианистических пальцев, отбивающих ритм музыки, или перебирающих по невидимой «клавиатуре». Движение мысли, открытость навстречу новым знаниям. Движение вперед…

 «Счастье, как "с-частье" ("со-участие"), то есть, ощущение себя "частицей" человеческой общности, частицей природы, космоса. Любовь не только к себе, но и ко всему сущему. Как это просто на словах, и как это сложно в жизни.» [запись из сетевого Дневника]

Фотографии и цитаты из Дневника взяты

с личного сайта В.Н.Сырова http://www.people.nnov.ru/syrov/

 

Ширяева Александра

арт-журналист II курса ФДО

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт