на главную
Разделы портала

*

Статьи  |  «Душа, стремящаяся к музыке…»

Что является основополагающим в жизни музыканта? Успешно справляясь с административной работой, решая насущные проблемы, его сердце всегда жаждет музыки! Можно ли, в раннем детстве обретя образ, к которому хочется стремиться, воспитать свою волю и личность сообразно идеалу? Что заставляет нас работать над собой и стремиться к совершенству? Ответив на эти непростые вопросы, мы сможем открыть неожиданные качества в людях, к которым привыкли.

Женственная и энергичная, яркая и доброжелательная – женщина, благодаря работе которой консерватория удерживает положение одного из лучших музыкальных ВУЗов страны, является объектом неподдельного зрительского интереса и всеобщего внимания. Свой личный юбилей Римма Арташесовна Ульянова отметила в год юбилея консерватории. Мы беседуем с Риммой Арташесовной о ее жизни и жизни консерватории:

- Расскажите, пожалуйста, о своей семье? Ваши родные как-то связаны с искусством?

- Мои родители – не музыканты, они – врачи, но мама очень любила музыку. Искусством ей заниматься не удалось - детство пришлось на военное время, поэтому она старалась своих детей учить музыке, и сделать их профессионалами. У меня две сестры - я старшая, все мы играли на фортепиано. Средняя сестра Людмила и я - стали музыкантами. Мне кажется, что из нас троих, моя душа более всего стремилась к музыке. Мама, имея медицинское образование, ради нас даже окончила музыкальное училище. Помню, как она, будучи уже взрослой женщиной, разыгрывала гаммы, учила пьесы, чтобы сдавать экзамены в музучилище.

Ещё один человек, сыгравший огромную роль в моей жизни – это бабушка. Своими музыкальными успехами я, в основном, обязана именно ей. В раннем детстве мне пришлось уехать от родителей: они жили в Абхазии, а там я часто болела из-за очень влажного климата. Бабушка меня забрала к себе в Пятигорск, и свою жизнь посвятила мне. Мы жили чрезвычайно скромно, игрушек у меня практически не было, помню только куклу с одной рукой, но мне этого как-то хватало… Я чувствовала себя замечательно!

- Какие впечатления на Вас в юном возрасте производила музыка?

- Я была музыкальным ребёнком, как мне кажется, и очень хотела быть балериной, поэтому посещала не только музыкальную школу, но балетные и вокальные кружки. Балет меня занимал более всего, но и пение тоже. Я постоянно участвовала в концертах своей музыкальной школы. А так как Пятигорск - город курортный, нас часто приглашали выступать в санаториях. Я там объявляла программу, умудрялась ещё что-то спеть и сыграть. Но как балерине мне никак не удавалось выйти на сцену. В этом плане я себя самореализовывала летом у родителей. В родительском доме вместе с соседскими мальчиками и девочками я сооружала сцену, и мы устраивали концерты. У меня была пачка, пуанты, и здесь я забывала о том, что учусь играть на рояле, что-то пою, и чувствовала себя настоящей балериной. Обычно наши концерты состояли из двух отделений, и первое - было за мной. Вот такие детские приключения!

В нашем доме было три рояля: концертный «August Förster», «Bechschtein» и «Rönish». Они находились в разных концах дома, и можно было заниматься одновременно. Мы больше всего любили шикарный «August Förster» – он до сих пор стоит в гагрском доме. Близким другом нашей семьи был Андрей Гаврилов, потрясающий пианист, сейчас живёт где-то за границей. Он часто приходил к нам домой и когда садился за «August Förster»… Мы слушали его в полном восторге. У меня дома где-то даже храниться программа концерта, который мы с Андреем давали в музыкальной школе города Гудаута. Я играла первое отделение, Андрей - второе. Я очень стеснялась, потому что с ним сравниться, как мне казалось, я просто не могу.

- Какие традиции вашей семьи Вы хотели бы передать своим детям?

- Дело в том, что моя семья очень дружная, любящая окружающих людей и не только своих друзей, но и знакомых, соседей, всем помогающая. Так сложилось, что мою семью, родителей знал весь город. Их всегда и всюду приглашали, потому что они сами были отзывчивыми людьми. И ещё, так как это Кавказ, у нас всегда было очень важным уважение к старшим. Эти традиции я хотела бы передать своим близким людям и всем окружающим.

- Расскажите, где проходили годы Вашей учёбы? Вспомните своих учителей…

- В Пятигорске я училась в музыкальной школе у очень известного там педагога Маргариты Михайловны Человой. До сих пор её помнят, она прожила долгую жизнь (чуть ли не 90 лет). И даже в преклонные годы она умудрялась выступать на публике и всегда держала себя в великолепной концертной форме. Это была удивительная женщина, прекрасный специалист, выпускница Московской консерватории. Бабушка всегда говорила: «Посмотри на Маргариту Михайловну, какие бы неудачи не случались у неё в семье или на работе, она никогда не показывает виду, никто этого не замечает». И я очень старалась быть на неё похожей.

Окончив музыкальную школу, я поступила в училище искусств города Орджоникидзе. Москва и Ленинград мне казались недостижимыми и невозможными, хотя мои близкие родственники жили в Ленинграде, и уговаривали меня приехать туда учиться. Но я была уверена, что туда едут только самые выдающиеся. А так как я себя выдающейся не считала, то поехала в Орджоникидзе. Сейчас это Владикавказское музыкальное училище носит имя Валерия Гергиева.

- Действительно ли Валерий Гергиев был одним из ваших сокурсников?

- Мы познакомились в училище, я была на втором курсе, а он на четвёртом. Потом вместе учились и в Ленинградской консерватории. Занимался он блестяще на двух факультетах, фортепианном и дирижёрском, и нам всегда ставили его в пример.

На 4-м курсе училища случилось несчастье: умерла моя бабушка. Мне было тяжело оставаться там, я перевелась на заочное отделение и поехала в Москву готовиться к поступлению в консерваторию. Мне повезло, я стала брать уроки у прекрасного педагога - Аллы Ивановны Ткач. Лет 10 назад Алла Ивановна приезжала к нам в консерваторию, давала здесь открытый урок. Она ученица Григория Романовича Гинзбурга, поэтому я тоже считаю его своим учителем. Не случайно и в своей диссертации я обратилась к этой легендарной фигуре: он близкий мне по духу пианист. Алле Ивановне Ткач я многим обязана, и поэтому до сих пор с большим удовольствием вспоминаю её уроки.

Готовясь к поступлению в Московскую консерваторию, Римма Арташесовна прослушивалась у профессора Льва Николаевича Наумова и неожиданно для себя стала претенденткой и на вокальное отделение. Хорошие вокальные данные и большой музыкальный потенциал оценила выдающийся педагог-вокалист Нина Львовна Дорлиак. Однако малый вокальный опыт не позволил талантливой студентке поступать на I курс, а терять целый год на подготовительном отделении не позволила мама.

- Придя домой в полном расстройстве из-за того, что мне не разрешают петь, я решила сорвать себе голос, чтобы никогда уже не мечтать об этом! Открыв окно (на улице было довольно прохладно), я стала распевать разные арии. Голос сорвать мне так и не удалось, процесс вовремя остановили.

В Москву тогда поступали сплошные лауреаты, а я не участвовала ещё ни в одном фортепианном конкурсе. Мы решили ехать в Ленинград. Ректором там был Павел Алексеевич Серебряков, и мама пошла прямо к нему. Павел Алексеевич был немного похож на Антона Рубинштейна: копна волос, очень волевой человек… Вся консерватория его боялась. Я узнала об этом позже, когда у него училась. Прослушав меня, Павел Алексеевич остался доволен и рекомендовал к поступлению. Так я попала в Ленинградскую консерваторию в класс профессора Серебрякова. В середине третьего курса Павла Алексеевича не стало, и я заканчивала у его ученика и ассистента Леонида Михайловича Зайчика, который в настоящее время является деканом фортепианного факультета Санкт-Петербургской консерватории.

После окончания я преподавала на кафедре педагогики и методики, а год спустя - поступила в аспирантуру в класс прекрасного педагога Флавия Васильевича Соколова. Он длительное время был проректором по науке Ленинградской консерватории. Чрезвычайно образованный музыкант и эрудированный человек, сыгравший в моей жизни основополагающую роль. Я преклоняюсь перед ним и чту его как главного из своих педагогов. Под его руководством я писала диссертацию и воспитывалась на качественно ином уровне музыкантского и научного мышления.

- Когда Вы приехали в Нижний Новгород? Вспомните начало работы в консерватории.

- В Нижний Новгород я приехала вместе с мужем – симфоническим дирижёром, которого распределили в Горьковский оперный театр. Вакантных мест в то время в консерватории не было, но ректор Аркадий Александрович Нестеров всё же взял меня на кафедру общего курса фортепиано, предварительно предупредив, чтобы я никогда не претендовала на преподавание специального фортепиано. Я человек слова, и держу его по сей день. Приехав сюда в 26 лет, я начинала преподавателем, а после защиты диссертации стала старшим преподавателем. В то время кафедрой общего фортепиано заведовал Владимир Александрович Блинов. Через 4 года я стала заведующей кафедрой.

- Расскажите о кафедре общего фортепиано? Концерты кафедры общего фортепиано – стали доброй традицией в консерватории, так было всегда?

- Я не помню, чтобы это было традицией. Концерты, конечно, были, но чтобы в таком зале, как сейчас наш Малый… Долгое время у нас не было даже своего кафедрального класса. А концерты в Малом стали возможны благодаря усилиям нашего доцента Натальи Петровны Бердниковой. В этом есть заслуга всех преподавателей кафедры и наших студентов - все откликаются и с удовольствием принимают участие в концертах. Собрать кафедральный концерт очень не просто. Я благодарна преподавателям кафедры, потому что эта работа требует большой самоотдачи.

- На сегодняшний день Вы заведуете кафедрой общего фортепиано и являетесь проректором по учебной работе. Как удаётся совмещать две эти должности?

- Это удаётся только потому, что на кафедре сложился уникальный, необычайно сплочённый коллектив. Не могу не сказать тёплые слова в адрес моего доброго друга и наставника доцента кафедры Натальи Васильевны Войтович. Наталья Васильевна - прекрасный специалист и человек, кстати говоря, она тоже училась у Г.Р. Гинзбурга во время его работы в Нижегородской консерватории. Дружба с ней играет большую роль в моей жизни. В последнее время к нам пришло много молодых преподавателей и все - хорошие профессионалы и отзывчивые люди. В кафедральных делах мне помогает секретарь кафедры Ольга Николаевна Будникова. Поэтому для меня не представляет особой сложности совмещать эти две должности. Конечно, должность проректора по учебной работе очень не проста. И я бы не смогла ничего, если бы не было таких замечательных помощников, как Ольга Альбертовна Красногорова и Антон Владимирович Щепара. Я очень ценю их ответственность и компетентность.

- Что для Вас как для проректора по учебной работе в деятельности консерватории является приоритетным?

- Для моей творческой и даже личной жизни приоритет – это жизнь консерватории. Я себя вне своей консерватории не представляю. Поэтому её интересы для меня приоритетны во всех направлениях. Помимо крупных событий, таких как юбилей консерватории или аттестация есть масса важных дел, например, открытие новых специальностей. Поэтому всё зависит от текущего момента. Я считаю, что у нашего ВУЗа большие перспективы и всё лучшее, несмотря ни на что, впереди.

- Ожидает ли нас переход на западную систему обучения: бакалавр – магистр?

- Вступление в Болонский процесс - дело непростое. Надеюсь, что никаких бакалавров и магистров в нашем музыкальном образовании всё-таки не будет. Против этой системы поднялась не только музыкальная общественность, но и наш председатель Нижегородского совета ректоров Р.Г. Стронгин и председатель Российского совета ректоров В.А. Садовничий. В Петербургской консерватории специально собирали учёный совет и вынесли постановление, что не будут принимать в этом участие. Наша консерватория тоже против таких нововведений.

- Что входит в круг Ваших интересов помимо музыки?

- Спорт, или, скорее, физическая культура. Я люблю плавание, горные лыжи и конные прогулки.

- Какие качества вы более всего цените в людях?

- Я ценю, прежде всего, доброжелательность, честность и порядочность. Способность сопереживать близкому человеку и всему окружающему, включая бездомных животных. Честность, принципиальность - важные качества, но если человек при их наличии слишком прямолинеен - это не всегда хорошо… У нас такая жизнь, что приходится идти на компромиссы, и я не считаю, что в этом есть что-то плохое. Конечно, многое зависит от ситуации.

Широкий круг обязанностей и интересов не мешает быть Римме Арташесовне удивительно гармоничным человеком. Может быть, именно тонкое сочетание важных для неё самой качеств делает её обаятельной и неповторимой личностью с чутким взглядом, необыкновенно внимательной к окружающим и, несмотря на свои собственные заслуги, очень благодарной. Мы сердечно поздравляем Римму Арташесовну с юбилеем, и желаем, чтобы ее душа, стремящаяся к музыке, находила в ней много светлых минут вдохновения!

Татьяна Трактина,

 музыкальный журналист II курса ФДО

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт