на главную
Разделы портала

*

Статьи  |  Что такое «Нота Б» и как на нее настроиться?

Интересный вопрос… Казалось бы, ответ на него для музыканта очевиден. Но латинское название ноты «си бемоль» в данном случае никакой ясности не вносит. Дело здесь в том, что музыканты из одноименной («Нота Б») группы и сами уже отчетливо не помнят, какой смысл они изначально вкладывали в это название. Эти пятеро ребят широко известны лишь в узких кругах костромских любителей фолк-рока уже 7 лет, что не может не огорчать, ведь их творчество заслуживает и более широкого признания. Главное, что отличает эту группу среди костромских рокеров – это, пожалуй, цельность стиля, тяготеющего к фолку и, вместе с тем, способность импровизировать, органично вносить элементы других стилей в свою музыку и, что самое ценное, ВСЕГДА ОСТАВАТЬСЯ ИНТЕРЕСНЫМИ.

И все же мне захотелось узнать, почему «Нота Б»? Ведь согласно известным словам известного героя «как вы яхту назовете, так она и поплывет». На это гитарист группы Илья Белокуров, стоящий во главе ансамбля со дня его основания, ответил:

- Конечно, корень названия – латинский. Nota bene в переводе означает «это хорошо, это правильно». Знаете, как студенты делают заметку на полях своих конспектов «NB»? Вот так и мы, правда немного на свой лад, Not’у bene превратили в «Ноту Б». Мы никогда не придавали особого значения названию. Оно нужно только для отличия от других групп.

Однако, гораздо более трудным для меня стал вопрос «как настроиться на Ноту Б?» Как ни странно, услышать выступления этой замечательной «костромской пятерки» можно крайне редко. С одной стороны, это показательно для наиболее ценных стилевых направлений, не стремящихся к всеобщей популяризации и коммерциализации своего творчества. Но, с другой стороны, ценители настоящего фолка были бы приятно удивлены появлением молодой, но подающей большие надежды, творчески одаренной команды. Ведь, как известно, наша современная отечественная музыка неакадемического направления такими явлениями не перегружена.

Зная музыкантов из «Ноты Б» не один год, я не перестаю убеждаться в том, что настоящий талант всегда многогранен, ему свойственна особая чуткость и умение услышать и воспринять самое ценное в культуре предшественников и современников. А для фолк-музыканта это особенно важно. Как, например, написать текст в старинном фольклорном духе, если тебе это не дано как особый дар? Однако, и с этим в группе недостатка нет. Солист Роман Галаничев совершенно естественно и непринужденно создает необычайной красоты стихи, которые сами вызывают к жизни мелодии с оттенком русской архаики. В совместном творчестве рождаются песни, в которых смысл стихов подчеркнут модальной гармонией, особой душевной манерой пения солиста.

- Я не вижу в этом ничего особенного, так многие могут, - скромничает Роман. Однако, судить вам:

Тонет венок мой в темной реке

Тонет в глубокой, тонет.

Ветру навстречу, ночи на память

Я по воде бреду…

Откуда эта естественная, природная красота песен «Ноты Б»? Не Божия ли это благодать, данная ребятам, одновременно с собственным творчеством поющим в церковном хоре? Как знать?... Кстати, стихи к песням пишет и Илья.

- Играем мы в стиле фолк-рок – так уж получилось. Тяготеет русская душа к народным песням. И свои авторские, и перепетые нами композиции получаются именно в стиле фолк, - говорит Илья Белокуров.

Удивительно, как при таком минимальном наборе инструментов (ударные, бас-гитара, гитара, акустическая гитара, саксофон или кларнет) угадываются в аранжировках «Ноты Б» стилевые особенности русского народного инструментария. Кларнет Антона Грехова звучит порой как рожок, а гитары уподобляются балалайкам.

- Конечно, мы и сами понимаем, что возможности аранжировки еще далеко не исчерпаны. Хочется и с синтезированным звуком поэкспериментировать. Может быть удастся и другие народные инструменты подключить, но пока нам это недоступно по материальным соображениям, - таково мнение Антона.

Да! Здесь мы подходим к одной из главных проблем начинающих музыкантов – проблеме недостатка средств на выпуск собственных записей, покупку инструментов, аренду концертных залов и т.д. Вот что думают об этом сами музыканты:

- Мы очень хотим показывать свое искусство другим людям. Конечно, хотелось бы сделать большой сольный концерт в хорошем зале с подходящей под наш стиль акустикой. Это мечта каждого музыканта в отдельности и всех вместе. Кому это удается, тот нашел свое счастье. А мы пока рады любой возможности выступить. Вот, например, недавно в небольшом ресторанчике пели. Он нам из-за оформления понравился. Такое, знаете ли, бунгало (смеются). Но все же мы не можем быть ресторанными музыкантами, не наш это стиль.

Мне посчастливилось побывать на том концерте, о котором вспоминают ребята. Действительно, публика вначале не очень тепло приняла песни, звучащие нетрадиционно для нее (интересный получается парадокс – традиция воспринимается как чужое, непонятное!) Но, постепенно, вслушавшись, многие из присутствующих оценили красоту песен в стиле фолк.

Интересно и то, что и молодой барабанщик группы Константин Скворцов, и бывалый бас-гитарист Сергей Разживин одинаково органично вплетают свои ноты в общее звучание.

- Для меня это направление – родное. Это, как, например, джаз – непонятное, первозданное, - таковы пристрастия Кости, который к тому же является студентом фортепианного отделения Костромского музыкального училища.

Поражает единодушие в процессе сотворчества. Наверное, поэтому даже выглядят ребята на сцене одной командой. Так и хочется назвать их (перефразируя название известной и культовой группы) «костромской пятеркой»! И, как говорится, удачи им, музыкантского счастья, спонсоров (без них сейчас никак!) и поклонников. Кто знает, может быть однажды, включив радиоприемник или телевизор, мы сможем настроиться на «Ноту Б» и переключаться нам не захочется… Кто знает?...

Марина Витковская

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт